Рачков Николай Борисович
|
Другие персоны с фамилией Рачков
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 23.09 Кто родился в этот год 1941 |
[23.9.1941, с. Кирилловка Арзамасского р-на Горьковской (ныне Нижегородской) обл.]
— поэт.
Родился в крестьянской семье. Отец погиб на фронте в 1941 за несколько месяцев до рождения сына.
Мать — домохозяйка. Она «для меня — святая,— пишет поэт.— Можно сказать, что она надорвалась,
выводя меня и брата "в люди", и умерла рано. Время было трудное, жизнь бедной, почти нищенской. Но
никакого уныния не было, помнится из детства и юности только светлое и радостное» (Автобиография.
Отдел новейшей литературы ИРЛИ РАН).
В 1964 Рачков окончил историко-филологический факультет Горьковского педагогического института,
работал учителем в сельской школе, редактором многотиражной газете на заводе в г.Арзамасе (1967-87).
С 1987 поэт живет в г.Тосно Ленинградской обл., работает в редакции газете «Тосненский вестник».
Первое стихотворение Рачкова «Моему другу» было напечатано в 1957 в газете «Арзамасская правда». С
этого времени он начал посещать литобъединение при этой газете, которым руководил поэт А.Плотников,
ставший другом и учителем Рачкова. В 1964 в институтской газете была опубликована первая подборка
стихов Рачков со вступительном статьей известного поэта-горьковчанина М.Шестерикова. В эту пору
стихи Рачкова публиковались в областной прессе. Первый сборник его стихов «Колодцы» вышел в 1967.
Рачков писал о войне («Я не помню войны») и мирном труде, о седой старине и завтрашнем дне.
Повышенный интерес к событиям давно минувших веков нашел выражение в стихотворении «Чудаки»,
«Зелен день», «Кости». Рачков обращался к образам «Слова о полку Игореве», пытаясь заново осмыслить
поражение русского войска.
Особенно выразителен в сб. небольшой цикл пейзажной лирики («Русалка», «Утро», «Апрель» и др.). «И
травы шли зеленой ратью / В сиянии поющих рос. / И на холме, как на эстраде, / Белели клавиши берез»
(«Русалка»). К пейзажному циклу примыкает стих. «Сенокос», запечатлевшее процесс труда: «Сенокос!
Сто кос / По лугу — враскос. / Встало солнце, / сохнут росы, / Но поют, / как осы, / косы... / Что ни вал — /
сеновал, / за восьмым — / девятый вал...»
Критика находила в стихах Рачкова «богатство красок, яркость эпитетов <...> причудливые оттенки
цветов <...> выразительность (Чевачин В.— С.158). К «Колодцам» «тепло отнеслись <...> В.Боков и
Ф.Сухов, давшие <...> рекомендации для вступления в Союз писателей СССР, а также С.Викулов и
Н.Старшинов» (Автобиография. ИРЛИ РАН).
В 1981 Рачков стал членом СП. Его стихи публиковались в журналах «Юность», «Молодая гвардия», «Наш
современник», «Москва», «Нева» и др.
Вслед за сборником «Колодцы» выходят в свет 2 поэтические книги Рачкова — «Отчее крыльцо» 1979),
«Неповторимый этот мир» 1983). Как определяющий в книгах звучал мотив возвращения на родину.
Критика заговорила об эволюции поэта, отметив, что у него «чувство долга становится потребностью
сердца, движения разума и души сливаются в его стихах в цельный и действенный образ, слово поистине
становится делом» (Егоренкова Г. «Сохрани себя, свое сердце и слово» // Волга. 1985. №1. С.162).
В последнее десятилетие XX в. Рачков выпустил несколько поэтических сб.: «Памятный дом» (1991),
«Средь туманов и трав» (1994), «Избранная лирика», «Свет мой лазоревый» (оба — 1997). Два последних
получили высокую оценку критики. Рачков «своим неброским, но проникновенным стихом отстаивает дух,
быт и стиль родной земли» (Ганичев В. Литература на берегах Невы // Литературная Россия. 1998. 12
июня). «Стихи Рачкова,— писал О.Шарков,— в русле великой литературной традиции, которая, слава
Богу, никогда у нас не исчезала со времен Кольцова и Никитина и нужда в которой будет ощущаться еще
очень и очень долго» (Нева. 1998. №З. С.218).
Вступая в новое тысячелетие, Рачков остался верен своим творческим принципам. В сборнике с
характерным для Рачков названием «А Россия была и будет» (2000) Рачков декларировал: «Мы будем
побеждать любовью». В.Шамшурин в статье, названной данной строчкой, писал: Рачков «с завидной
настойчивостью окружает нас дорогими приметами "вечной России", где немало патриархального, но где
всегда присутствует тот неизменный образ родного, неповторимого, исключительного, что и является
национальной определенностью, неиз-бытостью, предметностью, которые есть и никогда не исчезают,
даже если истреблена графа в паспорте» (Шамшурин В.— С.6).
Книга Рачкова «А Россия была и будет» — это высокая исповедь представителя поколения подранков,
«детей войны»: «Война. И бедность. И сиротство. / Скорбеть ли о тяжелых днях? / Но не забыли
первородства / Мы и в забытых деревнях /<...> Да, мы оттуда. / Мы вкусили / Всего от века на столе, /
Мы видели Россию в силе, / Узрели мы ее во мгле» («Война. И бедность. И сиротство»).
В книге пульсирует живая, неизбитая мысль о любви к большой и малой родине: «Сгинет, что дивно и
ново. Как тень / Без василькового слова / Тихих моих деревень / <...> Вымрут любые искусства, / Прах
воцарится в конце. / Все ни к чему, если пусто / Станет на сельском крыльце» («Сгинет, что дивно и
ново...»).
На малой родине истоки творчества поэта, работающего по преимуществу в жанре лирической
миниатюры. Через призму этого жанра Рачков удалось запечатлеть неброские приметы глубинной России:
«Тихой речки / Прозрачное устье. / Городок на горе. Купола... / Столько счастья, / И боли, и грусти / Ты
мне, Родина, с детства дала! <...>/ Мне чужие / Не надобны сани. / И душа оттого / Не пуста. / Я все
песни Твои / И сказанья / Не забуду / Уже до креста» («Тихой речки прозрачное устье...»).
Лирика Рачкова притягивает постановкой жгучих проблем современности, драматическим накалом
раздумий поэта-гражданина над исторической судьбой своего народа: «Эти адовы круги / Сквозь
столетья тьму. / То налоги, то долги — Не поймешь кому. / То война, то недород, / Черный дым вранья. /
Как ты выжил, мой народ? / Родина моя?» («Эти адовы круги...»).
Рецензенты отмечали многоцветный образный мир автора, лаконичность языка, сдержанность
поэтической интонации, наследование классических традиций отечественной поэзии. О чем бы ни писал
Рачков — о войне, мирном труде, седой старине, о завтрашнем дне, о любви, основными в его лирике
мотивами выступают русский мир, русская душа, русская судьба, боль за Россию и вера православного
человека в ее особое предназначение. В.Ганичев писал: «Николая Рачкова надо знать. Он народный,
национальный поэт России. Он из ее глубин, он от ее истоков, от земель нижегородских, от дорожек
Серафима Саровского». В его стихах «какое-то постоянное свечение, радость, грусть, но с надеждой,
даже с уверенностью, что "будет тяга к родному, кровному, вспыхнет светом любви очаг". И почти
уверен, что ко всем <...> русским обращены его стихи: "Вот увидите: жизнь устроится, / Зло растает
где-то во мгпе. / Будет радостно, как на Троицу, / В каждом городе и селе../7» (Ганичев В.— С.4).
Народность, поэзии Рачкова определяется не только проблематикой его стихов, где поднимаются мотивы
судеб России, русской природы, русской истории, где в центре ряда — образы Пушкина, Тютчева,
Лермонтова. Лирический герой Рачкова несет в себе набор основных черт русского национального
характера, национальной психологии.
Вышедшая в 2001 и явившаяся важным рубежом в творчестве Рачкова книга «Рябиновая Русь» объединила
лучшие его стихи, написанные за четверть века. Поэтический нерв ее — строки: «Вот умоюсь дождем иль
слезами — и чист, / Снова славлю родные края, / Оттого, что я сам — лишь взволнованный лист / На
древесном стволе бытия» («Опалило мне душу небесным огнем...»). О хрупкости этого уникального
«растения жизни» напоминает образ «древесного ствола бытия», на котором трепещет листок —
олицетворение сиротской судьбы поэта.
Рачков создал свой поэтический собор во имя родины — великомученицы России. Пониманию законов
храмостроения он учился у природы: «Заговорила колокольня / На все притихшее село. / И вот в груди уже
не больно. / А только грустно и светло. / А колокол тяжелым басом / Все говорил — раздольно, в лад. / И
огненным иконостасом / Стоял над озером закат» («Заговорила колокольня...»).
Многие стихотворения в сборнике «Рябиновая Русь» воспринимаются как «лирические возвращения» в
страну сиротского детства. В них возникает образ «матушки печальной», «молоденькой бедной вдовы»,
которая зимним морозным днем в своей песне «рябину горькую жалела», вписывается в женскую
портретную галерею русской классической поэзии: «...А может это о себе печалясь, / Выплакивала самое
свое. / Ведь и она рябинушкой качалась, / И били ветры хлесткие ее. / На склоне лет забыть ту песню мне
ли? Она живет в крови, в моей судьбе <...>/ Ах вдовы, вдовы — русские рябины / В глуши послевоенного
села» («Рябина»). Как писала Г.Пучкова, «рябиновый мотив горечи-грусти, тоски ожидания с верой во
спасение и возрождение, через надрывное духовное страдание согбенной, но не сломленной любящей
души лейтмотивом проходит через всю поэзию Рачкова <...> образ рябины-матушки перерастает,
сливаясь в образ символ русской женщины и шире — в философский образ русской природы и Родины в
целом» (Пучкова Г.— С.574-575). Оранжево-красные гроздья рябины — это символ буйства, вызов
неумолимому «природы увяданью». «Рябиновая мелодия» Рачков негромко, но лишь ему свойственной
интонацией вливается в многоголосый хор русской лирики.
Слова «свет», «печаль», «любовь», «путь», «судьба» — ключевые в поэзии Рачкова — слова
неоднозначные, с потаенным смыслом. Лирический герой Рачкова остро переживает разлад, царящий в
мире, где так часто торжествует зло, где так много страдания.
Многие герои лирики Рачкова озарены светом святости. Это матери, молодые вдовы, не дождавшиеся с
войны своих мужей и сыновей, оставшиеся «вечными невестами». Многозначный образ «вечно
женственного» Рачкова удается глубже постичь в силу сиротской своей судьбы. Вдовство и сиротство на
Руси всегда понималось как жертвенность и страдание.
В стихах Рачкова обновляется древняя традиция «характерным только для него образным рядом — взором
от земли к Небу, к божественно неуничтожимому началу жизни:
рябина-мать-дом-Родина-свет-храм-икона-рай-Пре-святая Богородица <...> покровительница Русь:
"Чистый лик Богородицы — словно посланье / С милосердных небес средь печалей и бед"» (Пучкова Г.
Песня о рябине. С.575). Раненое сердце кровоточит от видений «исковерканной Руси»: «Мы почти уже все
потеряли, / Нас топтали, разбили, сожгли...» («Рябиновая мелодия»).
Постигая смысл бытия Рачков защищает дух как главную его составляющую и подходит к
философско-религиозному осмыслению сокровенной Тайны Жизни. В лирике Рачкова ощутима явственная
потребность сверхбытийного преодоления страдания. Спасение поэт видит в покаянии и милосердии,
обращаясь к Богородице, просит одного: «Пресвятая Мать Богородица, / И Пречистая и Благословенная, /
Ниспошли Ты милость, излей ее / На молящую душу страстную. / И прости ее, и наставь ее / На деяния
только добрые, / И благие, и беспорочные. / Огради меня от нечувствия, / Малодушия, искушения, / Дай
мне слезы и память смертную, / И любовь, что паче смирения» («Молитва»).
Как призыв и предостережение православного поэта к соотечественникам следует воспринимать его
строки из программного стих. «Рябиновая Русь»: («Вы Русь не обезрусьте / На новом рубеже») и «Зажги в
себе свечу»: «Бог — это свет. / Да сгинет тьма! / Зажги в себе свечу».
Рачков — лауреат Всероссийских литературных премий — им. А.Твардовского и «Ладога» им.
А.Прокофьева, Большой литературной премии России (2003, за книги стихов «Рябиновая Русь» и «Золотой
венец»).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх