Рахманов Леонид Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Рахманов
Другие персоны с именем Леонид Кто родился в этот день 28.02 Кто родился в этот год 1908 |
[15(28).2.1908, г.Котельнич Вятской губ.— 26.4.1988, Ленинград]
— прозаик, драматург, киносценарист.
Родился в семье дорожного строителя.
В 1925 работал монтером-монтажником на Волховстрое, в 1926-28 учился в Ленинградском
электротехническом институте. Первый рассказ — «Живая полянка» — напечатан в газете «Смена» в
1927. Появившиеся следом «озорные» повести из жизни студенчества «Полнеба» (Звезда. 1930. №2) и
«Племенной бог» (Молодая гвардия. 1930. №11-12) подверглись разносной рапповской критике. Рахманов
пробовал себя в разных жанрах: выступал с путевыми очерками после поездки на Мурманское побережье,
участвовал в создании истории завода «Красный выборжец», посвятил серию новелл возведению
Исаакиевского собора, тот же архивный материал стал основой его повести «Базиль» (1933). В этой
«горькой и написанной с удивительным достоинством вещи с чрезвычайной силой выражена основная
нравственная проблема любого строительства, любого дела — проблема цели и средств» (Битов А.—
С.149). Крепостной архитектор, милостями барина отправленный учиться в Париж, по возвращении на
родину погибает, не умея приноровиться к рабским условиям отечества и не найдя сил справиться с
внутренней несвободой.
Особое место в творчестве Рахманов занимают сценарий кинофильма «Депутат Балтики» (при участии.
Д.Дэля, реж. А.Зархи и И.Хейфиц, 1937) и пьеса «Беспокойная старость» (1937), получившие широкое
общественное признание; профессор Полежаев (прототипом послужил К.А.Тимирязев) в исполнении
Н.Черкасова недаром считался классическим героем советского кино: демократически настроенный
ученый безоговорочно принимал сторону народной революции. И в дальнейшем Рахманов демонстрирует
устойчивый интерес к историческим персонажам: пишет пьесу о Ч.Дарвине «Даунский отшельник» (1944),
киноповесть об Александре Невском «Кто с мечом войдет...» (1953), сценарии двух кинокартин: «Михайло
Ломоносов» (1955) и «Явление Венеры» (1961) — о великом русском ученом. С конца 1930-х Рахманов
постоянно сотрудничал с «Ленфильмом» (был неизменным членом художественного совета студии),
готовил инсценировки мировой классики для театра, писал собственные пьесы: «Окно в лесу» (в
соавторстве с Е.Рыссом, 1945), «Камень, кинутый в тихий пруд» (1964), «Четнечет» (1974)
В советско-финляндскую кампанию (1939-40) и во время Великой Отечественной воины (1941-45) Рахманов
— корреспондент армейской газеты и ТАСС. В послевоенные годы он много сил отдал воспитанию
литературной молодежи, во второй половине 1950-х руководил творческим объединением при
Ленинградском отделении издательства «Советский писатель», откуда вышли талантливые прозаики и
драматурги (А.Володин, В.Пикуль, В.Курочкин, В.Конецкий, В.Голявкин и др.), навсегда сохранившие
чувство благодарности своему требовательному и деликатному учителю. Человек морально безупречный,
Рахманов пользовался в писательском кругу непререкаемым авторитетом, а жители г.Котельнича
неслучайно избрали его своим первым почетным гражданином.
Последние 20 лет Рахманов писал воспоминания («Люди — народ интересный», 1978), где рассказывал о
«взрослых моего детства»: родителях, семейном быте, товарищах юности, и — «просто взрослых»:
писателях (М.Слонимский, Е.Шварц, М.Зощенко), деятелях кино и театра (Н.Акимов, Н.Черкасов,
И.Ильинский), а также работал над исповедальной книгой с ироническим названием «Бумажные бутоны»,
которая приближалась по жанру к «записным книжкам», должна была включать «разные мелочи, детали,
наблюдения и конспективные записи, мелькнувших сюжетов» и предназначалась «обыкновенному
читателю»; фрагменты этой книги помещены в сб. Рахманова «Чет-нечет» (1988) и посмертных
публикациях (Звезда. 1996. №12; 1998. №2).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх