Раушенбах Борис Викторович
|
Другие персоны с фамилией Раушенбах
Другие персоны с именем Борис Кто родился в этот день 18.01 Кто родился в этот год 1915 |
- специалист в области ракетно-космической техники, изобразительного искусства; доктор технических наук, профессор
Род. в Петрограде.
Окончил Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (1938).
Работал в исследовательских и конструкторских организациях ракетно-космического комплекса.
С 1987 - профессор Московского физико-технического института.
Член-корреспондент АН СССР (1966), действительный член РАН (1984).
С 1975 стал публиковать работы по иконописи и изобразительному искусству, посвященные передаче пространственности на плоскости изображения ("Пространственные построения древнерусской живописи". М., 1975; "Пространственные построения в живописи". М., 1980; "Системы перспективы в изобразительном искусстве". М., 1986 и др.).
В последние годы были опубликованы философские работы Раушенбаха по двум направлениям.
1. О внелогическом знании (Точные науки и науки о человеке. Интервью с Б.В.Раушенбахом // "Вопросы философии" 1989. №4; К рационально-образной картине мира // Коммунист. 1989. №8; Религия и нравственность // Знамя. 1991. №1). В статьях показывается, что в постижении мира наряду с логическим знанием существует и внелогического компонента, в которой получение знания не связано с логическим анализом, а возникает как бы самопроизвольно,- например, чувство красоты. Этот вид постижения более древний, он предшествовал логическому, но существует и сегодня. На основе обеих компонент (логической и внелогической) возникает целостное мировоззрение, более совершенное, чем так нащываемое научное мировоззрение. Внеисторическая компонента знания, особенно эффективная в доисторическое время, существенно сказалась и на возникновении религии. Точные науки о человеке, считает Раушенбах, не сближаются, но обогащают друг друга и вместе идут все глубже и глубже. Они изучают одно и то же, но с разных сторон; сближаясь в познании сущности общего предмета исследований, никогда не могут слиться друг с другом. Сейчас наше познание почти целиком лежит в русле рационального освоения мира, но наряду с этим необходимо развитие различных форм чувственно-интуитивного познания. Например, милосердие по сути своей иррационально, оно должно быть основано на чувстве, а не на рациональных размышлениях. Именно в конструировании человеческих ценностей иррациональная составляющая играет решающую роль. Ученые не должны игнорировать этот путь. Но для этого им придется на время отказаться от "точных методов" исследований и приобщиться к культуре иных средств.
2. О логике троичности (О логике триединости // "Вопросы философии" 1990. №11; Логика троичности // "Вопросы философии" 1993. №3). Вопреки распространенным представлениям об антиномичности понятия триединости, лежащего в основе Троицы (представлениям, приводившим к различным еретическим течениям), Раушенбах показывает, что "триединость" является логически безупречным понятием. Это осуществляется путем нахождения триединого объекта в математике. Догмат о Пресвятой Троице (Отец, Сын и Святой Дух) - один из центральных в христианстве - предполагает следующие свойства взаимодействия своих Лиц: триединость, единосущность, нераздельность, со-присущность и специфичность. Математический объект, полностью соответствующий перечисленным свойствам,- это, считает Р., самый обычный вектор с его тремя ортогональными составляющими, причем данная совокупность шести свойств, приводящая к логически безупречной триединости, является именно необходимой: достаточно изменить хотя бы одно из них, чтобы вся логическая структура триединости оказалась разрушенной. Вектор, как известно, лежит в основе многих естественных наук. Это означает, что триединость буквально пронизывает всю природу - при известных условиях монада и триада одно и то же.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх