AZ-libr.ру

информационный портал





Рёрих Николай Константинович
[09.10.1874-13.12.1947]

  Другие персоны с фамилией Рёрих
Другие персоны с именем Николай
Кто родился в этот день 09.10
Кто родился в этот год 1874

       - художник, писатель, путешественник, общественный, деятель, философ.
       Род. в Петербурге, в семье юриста.
       В 1893 окончил Гимназию фон Мая - одно из лучших частных учебных заведений Петербурга. По окончании гимназии поступает сразу в два учебных заведения Петербурга - в Академию художеств и на юридический факультет университета.
       В 1897 оканчивает академию и приобретает широкую известность как оригинальный и самобытный художник.
       Осенью 1901 произошло знаменательное событие в жизни Рерих: его женой стала Е.И.Шапошникова, правнучка М.И.Кутузова, двоюродная племянница композитора М.П.Мусоргского.
       С 1909 Р.- действительный член Академии художеств.
       С 1910 - председатель общества "Мир искусства".
       Еще в 1916 Рерих тяжело заболел пневмонией и вынужден был поселиться в окрестностях Петрограда, в Сердоболе (Сортовала), и оттуда лишь изредка приезжал в Петроград. Когда финский фронт отрезал Сердоболь от Питера, Рерих оказался отрезанным от Родины. Началась жизнь семьи Рерихов в эмиграции. В течение года они живут в Лондоне, затем переезжают в США.
       В 1923 переезжают во Францию, а потом в Индию. Начинается беспримерное в истории востоковедения путешествие Рерих по маршруту Индия - Гималаи - Тибет - Алтай - Монголия - Китай - Тибет - Индия. Длилось это путешествие 5 лет (с 1923 по 1928). Результаты экспедиции превзошли все ожидания. Был собран гигантский этнографический, зоологический, лингвистический и религиоведческий материал. Для его разработки был создан гималайский институт научных исследований "Урусвати" во главе с Рерих, установивший связи со многими научными центрами мира.
       В 1929 Рерих обращается к мировому сообществу с инициативой по заключению междунар. правового пакта о защите культурных ценностей при вооруженных столкновениях (так называемый "Пакт Рериха"). Инициатива Рерих получила мощную международную поддержку, однако лишь в 1954 была принята, на основе рериховского пакта, "Гаагская конвенция 1954 о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". Живя за границей, Рерих всегда оставался патриотом своей страны и верил в ее счастливое будущее. Так, во время своего центральноазиатского путешествия он совершил в 1926 поездку в Москву, где встречался с Чичериным, Крупской, Луначарским и передал им послание махатм - духовных учителей Востока.
       Вплоть до последнего дня своей жизни Рерих стремился вернуться на Родину. Смерть не дала осуществиться задуманному. Рерих скончался в долине Кулу в Индии. Надпись на камне возле его дома гласит: "15 декабря 1947 г. здесь было предано огню тело Николая Рериха - великого друга Индии".
       Духовное учение, провозглашенное Е.И. и Н.К.Рерихами, носит название Агни-Йога (или "Живая Этика"). В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью которого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является духовное просветление и духовное совершенствование с целью выхода из-под власти узкоматериальных интересов на широкую дорогу духовно-космического творчества и со-творчества. Основой духовной эволюции земной цивилизации должен стать универсальный синтез западных и восточных культур, современного и древнего сокровенного знания, науки и религии. Особое место в осуществлении подобного синтеза принадлежит России.
       В своих собственных книгах Рерих развивает и конкретизирует краеугольные положения учения "Живой этики", стремясь сделать их понятными и убедительными для самых разных людей. Труды Р.- это не профессионально-академические сухие трактаты, а глубокие раздумья мудреца, просто и ясно говорящего о самых важных и сокровенных ценностях человеческого бытия: о любви и дружбе, о красоте и творчестве, о значении повседневного труда и необходимости постоянного нравственного совершенствования.
       Рерих утверждает свободу каждого человека в деле собственного жизнеустроения, но одновременно и его исключительную ответственность за судьбу целостного Живого Космоса, пронизанного огненной субстанцией мысли и потому всем существом своим отзывающегося на каждую нашу светлую (или дурную) мысль. Человек не есть чисто земной и телесный житель. Он несет в себе искру этих великих мыслеогненных космических энергий. Он - органическая часть бесконечной духовной иерархии Космоса и ключевое звено в его общем совершенствовании. Важнейшим фактором проявления и творческого приращения огненного "зерна" человеческого духа на Земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры, по Рерих, является важнейшей и насущнейшей задачей земного сообщества. "Что может заменить вопрос культуры? - пишет Рерих в работе "Пути благословения".- Продовольствие, промышленность - тело и брюхо. Но стоит лишь временно устремиться к вопросам тела и брюха, как интеллект неизбежно падает. Весь уровень культуры народа понижается. Во всей истории человечества ни продовольствие, ни промышленность не строили истинной культуры. И надлежит особенно бережно обойтись со всем, что еще может повысить уровень духа". Всю жизнь утверждая сущностное единство земных культур и демонстрируя их общую духовно-космическую устремленность, Рерих тем не менее всегда подчеркивал значение понятия "Родина" и важность укоренения в национальной культурной почве.
       Провозвествуя неизбежность и животворность взаимного мудрого ученичества различных племен и национальных традиций, Рерих одновременно доказывал, что невозможно по-настоящему приобщиться к общечеловеческим культурным ценностям, не зная и не любя духовных ценностей собственного народа. В работе "Нерушимое" он писал: "Защита Родины есть и оборона культуры. Поверх каждодневной пыли сияет понятие Родины. Тот, кто осознает это понятие, прекрасное и нерушимое, тот может почитать себя сознательным работником культуры... В любви к человечеству, в любви к Родине найдут молодые сердца неосудимое, светлое стремление к подвигу. В этом русском слове - в подвиге - заключено понятие движения, преуспеяния и неустанного созидательства".

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:43:10 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"