Раевский Владимир Федосеевич
|
Другие персоны с фамилией Раевский
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 08.04 Кто родился в этот год 1795 |
- поэт, публицист, участник декабристского движения.
Род. в с.Хворостянка Курской губ.
Окончил Московский университетский благородный пансион (1811) и военную школу.
Офицер артиллерии, участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии. За отвагу, проявленную в Бородинском сражении, был награжден золотой шпагой.
Впечатления, полученные Раевским во время пребывания за границей, зверства крепостничества на родине значительно повлияли на формирование его свободолюбивых патриотических убеждений. "...Дело шло о будощности России, об оживлении, спасении в настоящем",- писал он. Традиция закрепила за Раевским имя "первого декабриста". Он одним из первых вступил на путь революционной пропаганды, прежде всего в солдатской среде. Его поэзия (первые стихи он пишет во время войны) проникнута патриотическим воодушевлением, революционной яростью, ненавистью к произволу.
Раевский был членом "Союза благоденствия", руководителем его кишиневской группы. Созданные им статьи-воззвания "О рабстве крестьян" (1820), "О солдате" (1822) принадлежат к наиболее ярким образцам декабристской публицистики. В Бессарабии Раевский подружился с А.С.Пушкиным (позже, после ареста, между ними возник поэтический диалог, который принадлежит знаменитым страницам русской литературы).
В 1822 Раевский был арестован и заточен в Тираспольскую крепость. Свыше 5 лет провел в одиночке. Не сломив его убеждений, ему объявили царский приговор: он был лишен чинов и дворянства и сослан в Сибирь (с.Олонки Иркутской губ.) на поселение, где он прожил 40 лет.
Раевский сохранил жгучий интерес к политическим проблемам, гордость своим декабристским прошлым, продолжал писать стихи, призывая в них молодое поколение продолжить дело отцов.
Умер в ссылке.
Философские взгляды Раевского формировались под влиянием просветительской идеологии XVII- начала XIX в.
Раевский отрицательно относился к философским системам Фихте, Шеллинга и их русского последователя Велланского. Придерживался деистических взглядов. Считал человека произведением природы и по природе - "членом общества", животным, "имеющим ум, дар слова и душу". Утверждая закономерный характер сущего, Р. отмечал мощь человека, его способность проникнуть в тайны бытия. Эти положения он использовал для обоснования политической программы, утверждавшей равенство людей, республиканизм, противоестественность крепостничества и монархизма, правомерность насильственного устранения деспотизма. (См.: З.Каменский. ФЭ. Т.4. С.452-453; "Русские писатели XIX". 4.2. С 193-194. М., 1996.)
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх