Радуль-Затуловский Яков Борисович
|
Другие персоны с фамилией Радуль-Затуловский
Другие персоны с именем Яков Кто родился в этот день 21.09 Кто родился в этот год 1903 |
- специалист по истории японской философии; доктор исторических наук, профессор
Преподавал на японском отделении восточного факультета ЛГУ.
Основная сфера философских интересов - развитие материализма в Японии в противовес традиционным конфуцианским и буддистским представлениям, а также идеологии "японизма".
Радуль-Затуловским исследована неизвестная ранее область - развитие материалистической традиции Дальнего Востока.
Радуль-Затуловский критиковал традиционные воззрения "японизма" на процесс эволюции философской мысли в Японии (да и в Китае) как чисто идеалистической и религиозной. Основные воззрения Р. на формирование японского атеизма и материализма как культурно-значимого, независимого пласта восточной мысли сложились на основе изучения работ Нагато Хироси, а также общения с материалистически настроенными философами Саигуса Хирото, Иэнага Са-буро, Нарамото Тацуя и других. Этих взглядов Радуль-Затуловский придерживался уже в своих ранних работах: "Фальсификация истории философии японским фашизмом" (1939), "Материалистическая философия Ито Дзэн-сай" (1941), "Материалистическая философия Накаэ Темин" (1949). Именно эти работы легли в основу курса лекций, читавшихся на восточном факультете ЛГУ.
Изучая выдающихся философов феодальной Японии - Андо Сеики, Ягамата Банто; капиталистической Японии - Накаэ Темин, Ктоку Сюсуй, Каваками Хэдзимэ,- исследователь приходит к выводам, что материалистическая линия сложилась давно и заслуживает серьезного отношения. Он критикует идеи "японизма" о том, что атеизм и материализм противоречат "японскому духу", что они не могли развиваться на японской почве и не развивались самостоятельно, вне посторонних влияний, критикует идеи Восточного философского общества (Тоетэцугакукай) и общества для изучения приведений (Екайкэнкюкай). Радуль-Затуловский полагал, что синто, даосизм и буддизм содержат "немало идей, которые развивались по линии антииррационализма, антимистицизма, даже атеизма и антиклерикализма" еще в дотокугавскую эпоху (т.е. до 1542).
Можно заметить, что воззрения Радуль-Затуловский находились под определяющим влиянием подавляющей материалистической атмосферы в общественных кругах 30-60-х гг., а также в известной мере свойственного тем годам духа непримиримой категоричности и известных "натяжек" в обращении с первоисточниками. Так, автор пытается представить сущность японской космогонии как стихийно-материалистическую, для чего весьма вольно трактуются "Кодзи-ки" ("Древняя история", 710 г.) и "Нихонги" ("Анналы Японии", 720 г.).
Монография Радуль-Затуловского "Андо Сеэки, философ материалист XVIII века" (М., 1961) посвящена неизвестной прежде области общественной мысли Японии. Монография "Конфуцианство и его распространение в Японии" (М.-Л., 1947) заполняет пробел в востоковедческой отечественной и мировой литературе, вместе с тем автор весьма произвольно трактует конфуцианство как "реакционное этико-политическое учение", "идеологию феодализма", что затрудняет более глубокий анализ двухтысячелетнего влияния этой мировоззренческой системы на все дальневосточное общество. Монография "Из истории материалистических идей в Японии в XVII - первой половине XIX в." (М., 1972) посвящена подробному анализу крупнейших фигур японской материалистической философии - Ито Дзинсай (1627-1705), Кайбара Экикэн (Эккэн)(1630-1714), Муро Кюсю (1658-1734), Яма-гата Банто (1746-1821), Камада Рюо (1754-1821).
Работы Радуль-Затуловского внесли весомый вклад в исследование незамечаемой ранее материалистической традиции в японской философской мысли.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх