AZ-libr.ру

информационный портал





Радлов Эрнест Леопольдович
[02.12.1854-28.12.1928]

  Другие персоны с фамилией Радлов
Другие персоны с именем Эрнест
Кто родился в этот день 02.12
Кто родился в этот год 1854

       - историк, философ, издатель и переводчик философской литературы.
       Род. в Петербурге.
       Учился на историко-филологический факультете Петербургского университета. Затем продолжил образование в Берлине и Лейпциге.
       Долгое время работал в Петербургской публичной библиотеке, являлся заведующим философским отделением.
       В 1917-1924 - директор Петербургской публичной библиотеки.
       Редактор философского отдела Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, написал для этого словаря более 100 статей по категории древней, новой и русской философии. Занимался преподавательской деятельностью. Автор "Философского словаря".
       С 1920 - Член-корреспондент РАН.
       Один из организаторов Философского общества при С-Пепертбургском университете (1898);
       с 1901 был заместитель председателя, а в 1921-1922 - председатель Философского общества при Петроградском университете. Известен также как переводчик - перевел на русский язык "Этику" Аристотеля (1887, 1908), под его редакцией вышел первый русский перевод "Феноменологии духа" Гегеля (1913) и др. Редактор (совм. с Н.О.Лосским) непериодического издания "Новые идеи в философии" (с 1912 по 1914 вышло 17 вып.).
       Умер в Ленинграде.
       Свое понимание философии Радлов наиболее полно изложил в работах "Введение в философию" (1912) и "Очерк истории русской философии" (1912, 1920).
       С его точки зрения, любые попытки опровергнуть право философии на существование несостоятельны. Но одно дело, когда такие попытки предпринимаются из-за невежества, другое дело - опираясь якобы на "положительную" науку. Позитивизм смотрит на философию лишь как на одну из предварительных ступеней научного знания, которая должна исчезнуть, когда наука в достаточной мере разовьется. Но философия ни логически, ни исторически не сводима к науке. У них разные предметы, разные задачи. Если иметь в виду деятельность философа, то в решении задач философии значительную роль играла индивидуальность философа и его личный опыт.
       История выделила три основные философские задачи: объяснение явлений природы, объяснение человеческого познания и человеческой деятельности. Отсюда - три основные понятия философии - понятия бытия, истины и долженствования. Философия есть род универсального знания. Она не только истолковывает явления внешнего и внутреннего мира, но и указывает новые жизненные пути и новые идеалы.
       В связи с универсальным характером философии стоит требование систематичности ее положений: философия исходит из интуиции целого, поэтому-то все части ее должны представлять систему, исключающую возможность логических противоречий. Философия есть особая сфера духовного творчества человека, отличающаяся от области научной, религиозной, художественной и политической, но в то же время тесно связанной с ними. Если науки о природе исходят из восприятий, то философия - из идей, главное ее средство - созерцание. В то же время предметная их связь - как часть и целое в окружающем нас мире.
       У русской философии имеются свои специфические черты в сравнении с философией западных стран.
       Во-первых, чисто отвлеченные системы лишь в небольшой степени привлекают внимание философов. Их интересуют, по преимуществу, вопросы практики и основа всякой практики - искание правды и смысла жизни. Этика - излюбленная отрасль исследований, и именно в этой сфере особенно поражает настойчивость и прямолинейность, с которой русская мысль стремится к оправданию самых крайних выводов.
       Во-вторых,- и это непосредственно вытекает из указанной практической тенденции,- все проявления русской мысли проникнуты "мистицизмом". Всем этим чертам философствования русских соответствуют некоторые характерные особенности их жизни: жажда чудесного, искание пророчества, стремление к оправданию личного и обществ, спасения, жажда мученичества, искание подвига и искупительной жертвы. Силе веры, выражающейся в жажде чудесного и в подвижничестве, соответствует и глубина разочарования. Ни в одной стране неверие и отрицание не принимали столь резких форм, как в России.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:42:54 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"