Радзинский Эдвард Станиславович
|
Другие персоны с фамилией Радзинский
Другие персоны с именем Эдвард Кто родился в этот день 23.09 Кто родился в этот год 1936 |
[23.9.1936, Москва]
— драматург, прозаик.
Родился в семье писателя С.А.Радзинского. Окончил Московский историко-архивный институт.
Первая пьеса Радзинского, «Мечта моя, Индия», посвященная жизни русского индолога Г.С.Лебедева
(1749-1817), увидела свет в 1958 в постановке Московского ТЮЗа. Уже в ней отразилось пристрастие
писателя к своего рода «персональной истории», которое впоследствии составило основу его широко
известных поздних произведений.
Следующие пьесы — «Восемь дней недели» (1961), «Вам 22, старики!» (1962), «Снимается кино» (1965),
«Чуть-чуть о женщине» (1968),— принесшие Радзинскому популярность, были обращены к современности.
В определенном смысле они ознаменовали собой эпоху нарочито «непроизводственного» искусства, вполне
отразившего смену ценностных ориентации, произошедшую в начале 1960-х. В них были собраны в один
узел совершенно разные, но, безусловно, актуальные для своего времени темы. Герои Радзинского живут
в новой атмосфере, по-новому думают о сути человеческой жизни, о счастье, но несмотря на все усилия,
они не могут расстаться с прошлым. Пьеса «Снимается кино» стала своеобразной попыткой разобраться в
самой сути понятия «любовь». Однако решение сугубо личной проблемы оказывается в прямой
зависимости от способности человека быть свободным в отношениях с близкими, в творчестве, в
отношениях с представителями властных структур. По Радзинскому, в мире все взаимосвязано. Два
поколения героев, представленные в произведении, расходятся прежде всего в вопросе о компромиссах.
Люди, пережившие долгий страх, не способны уйти от него даже тогда, когда настоящей, смертельной
угрозы уже нет. Вполне отдавая себе в этом отчет, они идут на соглашения с внешними обстоятельствами,
теряя предоставленную историей возможность самореализации.
Впрочем, быть самим собой, быть тем, кем хотелось бы быть, человеку мешают не только социальные
обстоятельства. В пьесе «Чуть-чуть о женщине» соприсутствуют два очень близких, но в то же время
автономных художественного пространства. Первое связано с внешней стороной жизни главной героини и
представляет ее в разных публичных ролях: ученая, любовница руководителя и т.п. Другое близко
экзистенциально обнаженному внутреннему обиталищу человеческой души. В условиях этого мира
персонажи теряют не только свои знания и должности, но и имена. Даже в авторских ремарках
используются их заместители: главная героиня — «она», ее бывший возлюбленный — «мужчина».
Осознание главной героиней непреодолимой пропасти между двумя упомянутыми пространствами
составляет конфликт произведения. Стремление освободиться от фатального «дуализма», на которое
обречен человек, движет действие. Вопрос об истинности человеческого бытия снова становится в один
рад с проблемой любви, в попытке разрешить которую автор не может обойтись без экзистенциальной
категории страха.
«...Когда человека любишь,— говорит один из персонажей пьесы,— ...все время страх, что с ним
что-то...». Отсутствие же этого ощущения означает конец любви.
Мысль о невозможности достичь счастья превращается в фатальную онтологическую закономерность в
пьесе «104 страницы про любовь» (1964). Только-только зародившиеся отношения между молодыми
людьми обрываются по воле слепого случая — главная героиня гибнет в момент, когда герой понял всю
важность возникшего чувства, которое поначалу казалось несущественным. Неожиданный и
немотивированный финал был немедленно отмечен критикой: «Зачем здесь эта неожиданная смерть?»
(Вишневская И.— С.8), ответ давался в русле споров между «физиками» и «лириками», с типажами
которых внешне и справедливо соотносимы характеры Радзинского «...цена человеческой жизни
неизмеримо выше всех... опытов» (Вишневская И.- С.9).
При всем том, что в произведениях Радзинского присутствует весь необходимый антураж именно 1960-х
(наука, азарт коллективного творчества и поиска истины молодыми героями), в них неизменно остается
место размышлениям о тех основаниях человеческой природы, над которыми переменчивое время мало
властно.
На рубеже десятилетий Радзинский заявляет о себе как прозаик, опубликовав небольшие повести
«Капитан Солнцев» (1969) и «Монолог о браке» (1970). Неприглядные черты времени запечатлены в
прозаическом повествовании «Наш Декамерон», над которым Радзинский работал в 1970-е. Композиция
этого произведения так же, как и название, отсылает к известному сочинению Э.Т.А.Гофмана: на
поминках писателя Д., прежде известного, но затем запрещенного, опустившегося и в конце концов
покончившего с собой, его бывшие знакомые рассказывают истории, из которых и складывается мозаика
далекой от идеала действительности. Позже Р.Виктюк поставил по книге одноименную пьесу (2001).
Тогда же Радзинский пишет «Беседы с Сократом» (1969), открывшие цикл пьес об исторических героях,
чьи имена могли бы послужить символом истинной внутренней свободы, о редких людях, которые
предпочитают смерть духовному рабству. Пьеса «Лунин, или Смерть Жака, записанная в присутствии
хозяина» (1974), посвященная судьбе декабриста, а затем «Театр времен Нерона и Сенеки» (1980) явились
развитием этого лейтмотива — со сменой политической ситуации в стране Радзинский избирает в качестве
времени действия своих произведений прошлое, однако в них продолжают звучать темы, заявленные в
период «оттепели».
В то же время Радзинский продолжает исследовать «материю любви». В пьесе «Окончание Дон Жуана»
(1976) он изображает известного героя в печальном положении постаревшего, размышляющего,
жалеющего женщин и поэтому несостоятельного соблазнителя, чье место в конце концов занимает
Лепорелло. «Окончание Дон Жуана» несмотря на условность сюжета с очевидностью перекликается с
ранними произведениями Радзинского. Прежде всего с пьесой «Снимается кино», главный персонаж
которой также не решается любить, рассуждая о последствиях внезапного чувства и боясь причинить
боль кому-либо из близких людей. Такая уступка, по логике Радзинского, объяснима, но она означает
упущенную возможность чего-то настоящего в жизни: Дон Жуан, мужчина, предназначен разбивать
женские сердца, а сердца женщин созданы, чтобы разбиваться.
Отдавая дань историческому и фантасмагорическому повествованию, Радзинский не оставляет без
внимания реалии современной жизни. В 1970-е он пишет пьесы «Пейзаж с рекой и крепостными стенами»
(1973), «Турбаза» (1974), «Спортивные сцены 1981 года» (1986), «Я стою у ресторана» (1988) и др.
Попытка объединить в пределах художественного мира драматического произведения привычную
каждодневность и обширные пласты знаковых образов русской культуры воплотилась в пьесе «Старая
актриса на роль жены Достоевского» (1984).
В 1980-е Радзинский все больше сосредоточивается на истории. В 1982 он завершает книгу «Господи...
спаси и усмири Россию. Николай II: жизнь и смерть» — своеобразную хронику, сочетающую особенности
исторического и художественного исследования. В 1989 выходит книга «Последняя из дома Романовых:
повести в диалогах». Пик интереса к историческим персонажам, олицетворяющим ту или иную эпоху,
приходится на последнее десятилетие XX и начало XXI вв. В 1993 появляется книга «Властители дум». В
1997 - «Сталин», в 2000 - «Распутин: жизнь и смерть». Одна из последних работ Радзинского — книга
«Игры писателей (Неизданный Бомарше)» (2001) — посвящена, кроме упомянутого Бомарше, таким
фигурам, как Шатобриан, Маркиз де Сад.
Книги Радзинского последних лет вызывают крайне противоречивую читательскую реакцию — от
восторженной до решительного неприятия, что, видимо, обусловлено самим подходом писателя к
материалу. Способ толкования событий, характерный для поздних его текстов, заявил о себе очень
давно. В самых ранних пьесах Радзинского присутствуют персонажи, исполняющие роль «психолога»,
который позволяет себе реконструировать и словесно воспроизводить скрытую «душевную механику»
своих собеседников. Такого рода интерпретаторам-резонерам отводились важнейшее позиции в
иерархической структуре художественного произведения.
В конце 1990-х их функция была передана непосредственно автору-повествователю, а место
вымышленных, чисто литературных героев, чьи поступки и мысли подвергаются анализу, заняли
исторические. Автор, рассказывающий о тех или иных событиях и знаковых личностях, постоянно
апеллирующий к архивным документам и одновременно заполняющий фактографические лакуны
психологическими реконструкциями явно художественной природы, — такова рискованная стратегия,
которую избирает Радзинский. С одной стороны, она позволяет драматургу-историку создать
напряженную психологическую интригу, а с другой, поскольку тексты Радзинского близки
документальным, дает повод для упреков в необоснованности некоторых суждений.
Книги Радзинского не раз занимали самые высокие места в рейтингах бестселлеров.
Большой резонанс в 1990-е получили его телевизионные монологи: «Театральный роман», «Любовь в
галантном веке», «Загадка могилы царской семьи», «Загадка Сталина», «Моя театральная жизнь», «Крах
империи — убийство Распутина», «В России все секрет и ничего не тайна», «Роковые минуты истории». За
свою работу на телевидении Радзинский дважды, в 1997 и 2001, удостаивался премии «Тэфи».
Помимо прочего Радзинский написал несколько сценариев к фильмам («Улица Ньютона, дом I», реж.
Т.Вульфович, 1963; «Еще раз про любовь», реж. Г.Натансон, 1968 и др.), занимался переводами
(П.Зейтунцян, 3.Халафян, М.Хайрулаев, С.Шальтянис).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх