AZ-libr.ру

информационный портал





Радищев Александр Николаевич
[31.08.1749-24.09.1802]

  Другие персоны с фамилией Радищев
Другие персоны с именем Александр
Кто родился в этот день 31.08
Кто родился в этот год 1749

       - философ, писатель.
       Род. в Москве, в дворянской семье. Начальное образование получил в Москве и Петербурге.
       В 1762-1766 учился в Пажеском корпусе, затем - в Лейпцигском университете; изучал юриспруденцию, философию, естественные науки, медицину, языки. Вернувшись в Россию, служил в государственных учреждениях, занимался литературным творчества.
       В 1790 опубликовал книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", в которой резко выступал против российского крепостничества и самовластия. Она была напечатана Радищевым в собственной типографии в количестве около 650 экземпляров. За эту книгу Радищев был заключен в Петропавловскую крепость, приговорен к смертной казни, которая впоследствии была заменена десятилетней ссылкой в Илимск (Сибирь). Там Радищев написал философский трактат "О человеке, его смерти и бессмертии" (1792, опубликован в 1809). После кончины Екатерины II возвращен из ссылки, а в начало царствования Александра I полностью восстановлен в правах.
       В 1801-1802 работал в Комиссии по составлению законов, однако его проекты были отвергнуты как опасные для государства. В ответ на угрозу новой ссылки покончил с собой.
       На философию Радищева заметно повлияли взгляды Лейбница, Гердера, Локка, Пристли, Гельвеция, Дидро, Руссо. Идеи западноевропейского Просвещения весьма органически соединялись у Радищева с отечественной духовной традицией.
       Радищев смело утверждал новую светскую идеологию, гуманизм, свободомыслие, ценности Разума, Свободы личности, Прогресса, Народного блага. Служение правде, в которой истина и справедливость нерасторжимы, Радищев принимал как свое жизненное призвание и следовал ему подвижнически. Бердяев назвал Радищева родоначальником русской интеллигенции. Характерно сосредоточение внимания Р. на проблемах человека, нравственности, общественного устройства. Антропология Радищева предполагает не только интегративный характер человеческой деятельности (ее материальных и интеллектуальных аспектов), но и глубинную, генетическую общность материи и духа, физического и психического. С православно-русской культурой связано и безусловное признание Радищевым реальности материального, вещественного. Бог в его понимании - духовный абсолют, всемогущий и всеблагой устроитель мира.
       Радищев близок к идеям "естественной религии". Вещество мыслится живым, организмы образуют непрерывную лестницу существ, располагающихся по степени совершенства. Люди - сродни всему природному. Главные особенности человека - разумность, различение добра и зла, безграничные возможности возвышения (как и развращения), речь и общительность. В познании чувственное и рациональное слиты воедино. Цель жизни - стремление к совершенству и блаженству. Бог не может допустить ложности этой цели. Значит, душа должна быть бессмертной, постоянно совершенствоваться, получая все новые воплощения. Отдельный человек формируется в обществе под воздействием воспитания, природы, вещей. "Воспитатели народов" - географические условия, "жизненные потребности", способы правления и исторические обстоятельства.
       Достижение общественного блага связывалось Радищевым с реализацией естественных прав, в которых выражены естественные устремления человека. Общество необходимо радикально преобразовать с тем, чтобы восторжествовал естественный порядок. Это - путь прогресса. В поисках способа такого преображения России Радищев возлагал надежды и на просвещенных правителей, и на народ, когда он, устав от подавления своей природы, восстанет и завоюет свободу осуществления естественных прав. Утопизм ожиданий предопределил драму жизни и идей Радищева.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:42:50 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"