Пушкин Александр Сергеевич
|
Другие персоны с фамилией Пушкин
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 06.06 Кто родился в этот год 1799 |
- величайший русский поэт, художник-мыслитель, "поэт-философ", как писал о нем один из родоначальников славянофильства И.В.Киреевский.
Род. в Москве.
Получил образование в Лицее в Царском Селе (1818).
Его учителя - русские просветители А.И.Галич, А.П.Куницын, В.Ф.Малиновский, а ближайшие друзья молодости - П.Я.Чаадаев, А.М.Горчаков (будущий российский канцлер при Александре II), В.А.Жуковский, Н.М.Карамзин, В.К.Кюхельбекер.
Пушкин был поклонником и большим знатоком древнегреческой и вообще античной духовной культуры, особенно выделяя эпикурейство и стоицизм. Формировался как мыслящий человек под воздействием идей и представлений европейской и русского Просвещения, в особенности Вольтера, Гельвеция, Руссо и Радищева. Как и в поэзии, искал в философии самобытные путей для русской мысли (искать своих решений, не идя слепо ни за "эмпирической системой французов", ни за "отвлеченной философии немцев"). Предпосылкой считал разработку понятийного строя русской "метафизического языка", а основные направлениями - гражданственность, науку, философию. Видел в здравом скептицизме начало разумного философствования.
В философии истории - сторонник исторической закономерности при признании случайности ("историк - не астроном").
Научная философия истории должна быть построена, считал Пушкин, на основе признания принципа непрерывного изменения ("зародыш", "постепенное развитие", "расцвет") - при отклонении несущественного - отклонить "все отдаленное, все постороннее, все случайное". Критиковал философию истории Карамзина, "предпочитающего рабство свободе", Полевого, некритически воспринявшего схему Нибура. Указал Чаадаеву на преувеличения и ошибки в трактовке русского исторического процесса в его первом из "Философических писем", хотя соглашался с Чаадаевым, что "наша общественная жизнь - грустная вещь". Русский народ - народ исторический (к примеру, во время татаро-монгольского нашествия "нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех"). Народ доказал свои далеко не исчерпанные возможности на кризисных этапах истории (в борьбе с нашествием, в Смутное время, в 1812 году, в период Пугачевского движения). Считал, что "политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян", а в последующем государственное устройство России должно быть демократическим ("Власть и свободу должно сочетать на взаимную пользу").
Пушкин не скрывал своего недоверия к европейскому либерализму и предупреждал против некритической его прививки к дереву русской свободы.
"Не дорого ценю я громкие слова,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги,
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать.
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова".
Главное - добиться материального благополучия народа, благодаря чему разовьются и его духовные потенции. Природа человека не является константной. Мелкомыслие видеть в человеке "только две струны: эгоизм и тщеславие". Счастье личности не может быть обособленным, оно всегда часть обществ, здоровья ("устойчивость - первое условие народного счастья. Как согласовать ее с бесконечным совершенствованием"). Бесконечное совершенствование надо допустить как необходимость человеческой истории.
Пушкин - крупнейший теоретик искусства. Язык - "основной материал словесности", "стихия, данная нам для сообщения наших мыслей". Выступал против метафизико-классицистской теории искусства, ценил эстетику Дидро и Лессинга. Высшая убедительность в искусстве, считал Пушкин, достигается там, где "план обширный объемлется творческой мыслью,- такова смелость Шекспира, Данте, Милтона, Гете в "Фаусте", Мольера в "Тартюфе"". Искусство не может быть ни сугубо морализаторским, ни вульгарно-утилитарным. Художник должен быть "беспристрастным, как судьба" и одновременно вдохновенным (вдохновение "есть расположение души к живейшему приятию впечатления, следственно, к быстрому соображению понятий, следственно, к объяснению оных"). Прекрасное в искусстве - следствие гениального знания природы изображаемого, обогащенного интуицией художника.
Пушкин осознавал общественное значение своего творчества: "Любовь и тайная свобода / Внушали сердцу гимн простой / И неподкупный голос мой / был эхо русского народа".
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх