AZ-libr.ру

информационный портал





Пустарнаков Владимир Фёдорович
[05.05.1934-06.02.2001]

  Другие персоны с фамилией Пустарнаков
Другие персоны с именем Владимир
Кто родился в этот день 05.05
Кто родился в этот год 1934

       - специалист по истории философии в России; доктор философских наук.
       Род. в с.Воскресенское Мелеузовского р-на Башкирской АССР.
       В 1958 окончил МГИМО (учился сначала на историческом, а после преобразования института - на западном факультете).
       С 1959 работал в ИФ АН СССР (ныне РАН),
       с 1986 - ведущий научный сотрудник отдела истории философии.
       Кандидатская диссертация - "Философские и социологические взгляды А.А.Слепцова" (1964).
       Докторская диссертация - "Капитал" К. Маркса и домарксистская философская мысль в России" (1982).
       Основные проблемы и темы, разрабатываемые Пустарнаковым: становление философской мысли в пределах религиозной формы общественного сознания Древней Руси; философия классического русского Просвещения; философские взгляды идеологов народничества; русский либерализм и философия; распространение в России XIX в. философии марксизма; модели истолкования марксистской философии в российской социал-демократии; специфика развития философской мысли в Советской России в первые послеоктябрьские годы; история советской философии второй половины 40-х - первой половины 80-х гг.; русская философская мысль в ее международных связях.
       Собственную концепцию Пустарнаков условно определял как умеренно "западническую", сформировавшуюся на противостоянии идеологеме так называемой классической русской философии в версии М.Т.Иовчука-И.Я.Щипанова, а в последние годы - не принимающую квазипатриотических, квазиславянофильских попыток реставрировать и подновить религиозно-мистические течения, изобразить русских философов как якобы превосходящую любую западноевропейскую философию.
       С точки зрения Пустарнакова, все предпринимавшиеся с 30-х гг. XIX в. попытки создать оригинальную, принципиально отличную от западной, национально-русскую православную философию закончились неудачей, ибо эти концепции вступали в непримиримое противоречие как с закономерностями развития мировой философии, так и с идеей наднационального по природе христианской философии, с ценностными установками православной доктрины, ориентирующейся на вселенскую роль, а не на какую-то одну нацию.
       Русскую философию, считал Пустарнаков, развивалась по общемировым, "мондиалистским" законам; по предмету, по содержанию, по методам она в принципе не отличается от западноевропейской; есть лишь специфические особенности, в ряде случаев весьма значительные, ее становления, темпов и интенсивности развития, набора изучаемых проблем, места в культуре. В России, веками находившейся между Западом и Востоком, бывшей по сути дела всегда среднеслаборазвитой и отстававшей от Западной Европы почти во всех отношениях (за исключением сферы художественной литературы конца XIX-начала XX в.), философии. всегда занимала в культуре весьма скромное место, более того, веками была предметом нападок и преследований.
       По убеждению Пустарнакова, вне органической связи с западноевропейской, особенно немецкой, отчасти французской и английской философии, вне общей с ними проблематики серьезной русской философии, отвечающей классическим критериям научности и истины, а не национальной идеологии и психологии, не существовало и не существует.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:42:32 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"