Прокофьев Сергей Сергеевич
|
Другие персоны с фамилией Прокофьев
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 23.04 Кто родился в этот год 1891 |
(11.4.1891, деревня Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии —
5.3.1953, Москва),
— композитор, пианист и дирижер, шестикратный лауреат Сталинской премии (1943,
трижды в 1946, 1947, 1951).
Сын агронома. В шесть лет сочинял циклы маленьких фортепианных пьес, в девять
стал автором детской оперы. Окончил Петербургскую консерваторию по классам
композиции (1909) и фортепиано (1914); учился у А.К.Лядова,
Н.А.Римского-Корсакова, Н.Н.Черепнина, А.Н.Есипова.
В 1914 сыграл с оркестром свой Первый фортепианный концерт и получил почетную
премию им, А.Г.Рубинштейна. Наиболее значительные произведения дореволюционного
периода: балет «Шут» (1915), опера «Игрок» (по роману Ф.М.Достоевского;
1915—16), Скифская сюита (1915), кантата «Семеро их» (1917), Классическая
симфония (1917).
В 1918 отправился на гастроли в США.
В 1919 завершил комическую оперу «Любовь к трем апельсинам» (поставлена в 1921
Чикагским оперным театром).
С 1922 жил в Германии, а с 1923 — в Париже; совершал концертные туры по странам
Европы и по Америке (как пианист и дирижер). Написал балеты «Стальной скок»
(1927) и «Блудный сын» (1928), 1925—31 — Вторую, Третью и Четвертую симфонии,
Четвертый и Пятый фортепианные концерты. Периодически приезжал в СССР с
гастролями. Художник Ю.Анненков вспоминал: «Прокофьев симпатизировал
коммунизму, но признавался, что предпочитает жить и творить в атмосфере покоя и
удобств капиталистического мира со всеми вытекающими из этого выгодами».
В 1932 Прокофьев вернулся в СССР, по свидетельству Анненкова он так обосновал
свой шаг: «Меня начинают принимать в Советской России за эмигранта... И я
начинаю постепенно терять советский рынок. Но если окончательно вернусь в
Москву, то здесь — в Европе, в Америке — никто не придаст этому никакого
значения, и мои вещи будут исполняться здесь так же, как и теперь, а то и чаще,
так как все советское начинает входить в моду. Понял? Почему же в таком случае
не доить разом двух коров, если они не протестуют?» Наиболее известные
произведения этого периода: балеты «Ромео и Джульетта» (1935) и «Золушка»
(1944), опера «Семен Котко» (1940), детская сказка для чтеца и оркестра «Петя и
волк» (1936); автор музыки к кинофильмам «Поручик Киже» (1934), «Александр
Невский» (1938), «Иван Грозный» (1945).
Во время Великой отечественной войны создал ряд патриотических, конъюнктурных
произведений, а также оперы «Обручение в монастыре» (1940—41), «Война и мир»
(по Л.Н.Толстому; 1941—42), «Повесть о настоящем человеке» (1948) и др.
музыкальные произведения. После окончания войны состоялись премьеры Пятой
(1945), Шестой (1947) и Седьмой (1952) симфоний.
10.2.1948 вышло Постановление ЦК ВКП(б) «Об опере В.И.Мурадели "Великая
дружба"», где Прокофьев был назван «композитором, придерживающимся
формалистического, антинародного направления».
Умер от гипертонического криза в один день с И.В.Сталиным.
Жена (с 1923) — испанская певица (меццо-сопрано) Каролина (Лина Ивановна)
Кодина (Льюбера) (1907-1998); имел сыновей Святослава (род. 1924) и Олега (род.
1928); 20.2.1948 Лина была арестована по обвинению в шпионаже, в 1956
освобождена.
В 1941 Прокофьев оставил семью и стал жить в гражданском браке с
Марией-Цецилией Абрамовной Мендельсон (1915—1968), вместе с которой написал
либретто опер «Война и мир» и «Повесть о настоящем человеке». Прокофьев женился
на Марии, не оформив развода с первой женой (т.к. та отказала ему в этом).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх