Прохоров Михаил Михайлович
|
Другие персоны с фамилией Прохоров
Другие персоны с именем Михаил Кто родился в этот день 04.11 Кто родился в этот год 1942 |
- специалист по онтологии и теории познания, теории и истории мировоззрений; доктор философских наук, профессор
Род. в г.Новозыбков Брянской обл.
Окончил философский факультет ЛГУ (1969); аспирантуру философского факультета (1972).
В 1969-1972 - старший преподаватель кафедры философии Северо-западного заочного политехнического института (Ленинград).
В 1972-1977 - старший преподаватель кафедры философии Брянского института машиностроения.
В 1977-1978 - старший преподаватель кафедры философии и политэкономии Могилевского государственного педагогического института, затем - старший преподаватель, доцент кафедры философии Горьковского государственного университета.
В 1983-1984 преподавал в университете "Ориенте" г.Сантьяго-де-Куба. По возвращении продолжил работу в ГГУ.
В 1990-1991 - старший научный сотрудник (стажировка на философский факультете ЛГУ).
В 1992-1994 - заведующий кафедрой философии Нижегородского государственного сельско-хозяйственного института, затем - профессор кафедры философии Нижегородского государственного университета.
С 1997 профессор кафедры методологии и философии Нижегородского государственного технического университета и кафедры философии государственного Волжского инженерно-педагогического института.
С 1988 - заведующий кафедрой философии ВГИПИ.
В 1994 создал Нижегородский семинар "Теория и история мировоззрений".
Докторская диссертация - "Диалектика созерцания и преобразования в человеческой деятельности: анализ философских оснований" (1991).
Из анализа проблемы исторического и логического Прохоров вынес убеждение, что основной вопрос философии подлежит экспликации в контексте отношения человека и мира (мироотношение), а не наоборот. Философия трактует как теорию мировоззрения, обобщающую результаты науки, культуры, древней исторической формы мировоззрения. "Историческую форму мировоззрения" раздваивает на "содержание" (мироотношение) и "форму" (способы и средства выражения мироотношения). Разные формы выражают одно и то же мироотношение, одна и та же форма - разные мироотошения. Выделил и охарактеризовал три основных типа мироотношения: созерцательное (человек "растворен" в мировой субстанции, ее изменениях); реляционное или активистское (утверждается отнесенность сущего к человеку, первичность деятельности субъекта); коэволюционное, которое качественно отлично от двух предыдущих (приоритет одной стороны мироотношения над другими вытесняется их паритетом, равенством); представил их как основные способы идентификации человека.
В конце XX века происходила замена активистского мировоззрения коэволюционным; онтологию Прохоров представляет как фундаментальную историю перехода первого типа мироотношения через второй к третьему, что нужно учитывать в теории познания и логике. Показал актуальность проблемы процессуальности, ее неисчерпаемости и обновления категориальных форм выражения в мышлении; неправомерность обоснования элиминации человека системами с искусственным интеллектом ссылками на учение о развитии; смысл перехода от "философии субстанции" к "философии движения" и необходимость следовать принципу (методу) соответствия логического историческому.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх