AZ-libr.ру

информационный портал





Потёмкин Пётр Петрович
[__.__.1886-21.10.1926] [род.1886г.]

  Другие персоны с фамилией Потёмкин
Другие персоны с именем Пётр
Кто родился в этот год 1917

       [1886, Орел — 21.10.1926, Париж]
       — поэт, прозаик, драматург, переводчик.
       Родился в семье чиновника Службы сборов. Юность прошла в Петербурге. Учился в Петербургском университете, на отделении словесности. Дебютировал как поэт в сатирическом журнале К.И.Чуковского «Сигнал» — «Диалог Хилкова с Грибоедовым» (1905. №2); затем печатался в переименованном журнале «Сигналы» (псевдонимы: Пикуб, Андрей Леонидов), помещая в них сатирические стихи на злободневные темы — призывы к освобождению народа, обличение черносотенцев и царских министров. В очерке «Как я сделался знаменитым писателем» Потёмкин так охарактеризовал свое раннее творчество: «Я рифмовал баррикады семнадцать раз на протяжении 16 строк» (Комета. 1906. №1). После запрещения «Сигнала» (1906) поэт публикует свои стихи в сатирических сборниках «Рапира», «Маски», «Комета», «Ночь», «Еж», «Водолаз» и др. К этому периоду относится сближение Потёмкин с символистами (Ф.К.Сологуб, Вяч.Иванов, Г.Чулков, М.Кузмин, А.Блок, Тэффи, А.Ремизов и др.), влияние которых присутствует в творчестве Потёмкина этих лет. Однако наибольшее воздействие на него оказала романтическая поэзия Блока («Я бродил по улицам крикливым», «Дьявол», «Гаданье»), что позднейшими исследователями расценивалось как эпигонство. Сам Блок, почувствовав интонационный диссонанс, писал о стихах Потёмкина в символистской «Антологии» (1911): «Это уже какая-то нестроевая рота» (А.Блок и А.Белый. Переписка. М., 1940. С.261). Поэт публикуется в иллюстрированном приложении к газете «Русь» (рядом с блоковскими произведениями), в модернистском сборнике «Остров» (1909). В этот период Потёмкин близок скорее не к «Весам», а к издательству «Оры» (Вяч. Иванов) и альманах «Факелы» — органу второй волны русских модернистов, декларировавших «мистический анархизм»: бунт во имя утверждения личности (см.: Чулков Г. О мистическом анархизме. СПб., 1906). Однако первый поэтический сборник Потёмкина «Смешная любовь» (1908) показал отличие поэта от символистов. В книге содержались тонкие пародии на стихи Блока, Кузмина, Сологуба, К.Бальмонта. Главная мысль сборника, объединяющая разностилевые стихи, — имитация и подделка «прекрасной любви»; Потёмкин рисует различные уродливые типы «смешной любви» — салонная любовь-игра (цикл «Парикмахерская кукла»), эстетская любовь-мечта (цикл «Петербург» — пародии на блоковские стихи о Прекрасной Даме), кукольная любовь-подделка («Жестяные любовники»), уличная продажная любовь («Ночью»), любовь — пошлая забава и т.д. По мысли поэта, предрассудки делают людей уродливыми духовными горбунами, не способными в мире корысти и расчета на настоящее чувство («Жили-были два горбуна»). Книга произвела фурор. Потёмкин становится популярным поэтом. По словам В.Брюсова, он «сразу сделался маленьким "мэтром", создателем своего стиля и чуть ли не своей школы» (Весы. 1908. №3).
       В 1908 Потёмкин стал постоянным сотрудником «Сатирикона» и вскоре после того, как Саша Черный «эмансипировался» от журнала,— его поэтическим (юмористическим, но не сатирическим) лидером. Сатириконская поэзия Потёмкина разнообразна по тематике и жанрам: злободневная политическая сатира, бытовая сатира, лубочная стилизация, жеманная стилизация поэзии рококо XVIII в., восточные газеллы, переводы с немецкого («Песни таверны» Р.Шредера). Весной 1909 участвовал в создании «Поэтической академии» Вяч.Иванова, члены которой собирались на «Башне» и занимались теорией стихосложения (см.: Валерий Брюсов и его корреспонденты // ЛН. Т.92. Кн.2. М., 1994. С.492).
       В 1912 вышел следующий сборник Потёмкин — «Герань» (посвящен актрисе Е.А.Хованской, жене поэта) — «вторая лирическая ступень, столь далекая от "Смешной любви", словно ее другая рука писала» (Саша Черный). Страдающего автора первого сборника сменил живописатель населения петербургских нижних этажей; Потёмкин создает «русский палисадник», национально-лирический цикл из красочной народной жизни городских типов. «Задание скорее живописное, — писал Саша Черный, — почти федотовское, нашло свое разрешение в сочной словесной живописи». Герань для поэта не признак мещанства, а скорее символ народной эстетики, национального уклада. Об этой книге «Сатирикон» писал: «Здесь нет ни орлиного взмаха, ни бездонных провалов углубленной мысли. В его стихах просто <...> день, со всеми его заботами, скукой и интересами» (1912. №43). Простота образов, ясность речи сближала Потёмкина с течением «кларизма» (школа М.Кузмина), а стилизаторство, предметность — с акмеизмом.
       В 1910 отдельной книгой выходит перевод Потёмкина «Чудесной истории Петера Шлемеля» А.Шамиссо. Участвует в журнале «Солнце России» (1911), «Аргус», «Синий журнал», «Новый Сатирикон» (1913-14).
       Начиная с 1913 Потёмкин постепенно отходит от «Сатирикона»; в эти годы им был написан ряд скетчей и коротких пьес для кабаре «Летучая мышь» («Китайский болванчик»), «Бродячая собака», театра миниатюр «Кривое зеркало» (пьесы «Барометр», «Современники»), «Дома интермедий» («Блэк энд уайт», постановка В.Мейерхольда). По воспоминаниям Н.Оцупа, Потёмкин был артистической душой «Бродячей собаки», где ставил собственные остроумные скетчи, «нередко играя в них главную роль». В Александрийском театре в постановке Мейерхольда идет пьеса Э.Хардта «Шут Тантрис» в переводе Потёмкина. Его «можно было часто видеть в фойе маленьких театров. Ставились его вещички, имевшие заслуженный успех», но он «знал, что занимается поэтическими пустяками, что талант его все уходит глубже в него, и нет ему выхода» (В.И.Талин). Под псевдонимами «Вестрис» и «П.П.П.» поэт пишет театральные рецензии для газеты «Русская молва» (1912-13), «День» (1913-15), «Русское слово» (1913-16), прозу — рассказы «Влюбленные», «Записки фланера», «В царстве голых» (День. 1913-14). В годы Первой мировой войны занимается переводами с немецкого и чешского (см. его «Антологию чешской поэзии». Прага, 1925), пишет детские стихи (см. его сборник «Зеленая шляпа». Берлин, 1924).
       После Октябрьской революции, оставаясь «чистым поэтом», эмигрировал в Румынию (1920), затем в Прагу (до 1923); здесь подготовил к печати антологию чешских поэтов (в своих переводах), печатался в пражской «Воле России», организовал устный альм., в котором выступали литераторы объединений «Скит» (Прага) и «Таверна поэтов» (Варшава); жил в Берлине, где в 1923 вышел третий сборник Потёмкина «Отцветшая герань (То, чего не будет)», составленный в основном из дореволюционных стихов и пронизанный ностальгической тоской по потерянной России («...сердцу мило то, чего не будет, / То, что было — русская герань»). Жизнь Потёмкина в эмиграции сложилась трудно: много работал, бедствовал, тосковал по родине, «бился, маялся, никогда не жаловался, а все изведал, что полагается служителю муз в благоустроенных республиках, сумрачному скитальцу в старомодном плаще» (Дон-Аминадо). Из Берлина Потёмкин переехал в Рим, а в 1924 окончательно поселился в Париже. Написал политическую комедию «Дон-Жуан — Супруг Смерти» (1924; совместно с С.Л.Поляковым-Литовцевым), поставленную в римском «Театре независимых» (1925) и парижской «Летучей мыши». В Париже с успехом шли пьесы Потёмкина «Любовь и иерархия», «Факир», «Шашлычники», «Кафе-крем». Начал писать роман из жизни шахматистов, оставшийся незавершенным. Снимался в фильме «Казанова» (Флоренция, 1926). Умер от сердечного приступа.
       Похоронен в Париже в склепе Тургеневского общества на Пер-Лашез.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:41:58 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"