Померанц Григорий Соломонович
|
Другие персоны с фамилией Померанц
Другие персоны с именем Григорий Кто родился в этот день 13.03 Кто родился в этот год 1918 |
- философ, культуролог, публицист.
Род. в Вильно (ныне Вильнюс), с 1925 жил в Москве.
В 1940 окончил МИФЛИ по отделению русской литературы.
Участник Великой Отечественной войны.
Репрессирован, с 1949 по 1953 провел в лагерях, после чего работал в Библиотеке иностранной литературы затем в Библиотеке общественных наук.
С конца 50-х гг. - руководитель и лектор неформальных научных кружков, публицист "самиздата" и "тамиздата".
В советских изданиях 1976-1987 не публиковался. Большая часть его книг вышла за границей. Первая (незаконченная) диссертация о Ф.М.Достоевском была сожжена в 1950 в КГБ как "документ, не относящийся к делу". Защита второй ("Некоторые течения восточного религиозного нигилизма") также не состоялась по политическим мотивам.
В своих работах Померанц исследует глубинные вопросы становления духовной личности через соприкосновение с религией, искусством и культурой разных времен и разных народов.
Померанц тесно связывает между собой искусство и философией "Есть пограничная зона,- пишет он в книге "Открытость бездне. Встречи с Достоевским" (М., 1990),- в которой одни и те же тексты изучает философия и филология, каждая по своим собственным правилам", поэтому творчество Достоевского для Померанц - вполне искусство и вполне философско, соединенные неслиянно и нераздельно.
В многочисленных статьях, эссе Померанц размышляет над такими понятиями как Бог, вера, религия. Отсылая читателей к подлинникам, приведем лишь одно из его высказываний о Боге. "Поймем ли мы, что "Бог" - только незримая икона, созданная человеческим умом, попытка придать свои впечатления от непостижимого Целого, источника жизни; что Бог создан человеком, но в то же время и человек создан Богом, и если рушится Бог, то рубится и человек; и жить по-человечески - значит жить в Боге, жить в русле религиозной традиции, свободно понятой и свободно принятой" (Незавершенность // Выход из транса. М., 1995. С.67). Говоря об отличии религии от идеологии, Померанц отмечает, что сфера идеологии - "это ориентация человека в потоке перемен", религия же - "это связь с вечностью, основанная на непосредственном опыте, на непосредственном переживании вечности как живой реальности". (Метафорика духовного опыта // Собирание себя. М., 1993. С.39).
Особое место в творчестве Померанц занимает проблема ответственности личности перед человечеством. "...Рост личности - гораздо более трудное дело, чем повышение производительности труда. Наука и техника требуют от каждого человека ответственности за весь мир... История - это прогресс нравственных задач.., задач, которые ставит перед отдельным человеком коллективное могущество человечества... Глобальное экологическое регулирование требует от нас нового шага. Не создание новой религии, но движение вглубь каждой - до того уровня, где дух сбрасывает с себя власть буквы и становится очевидным Единое". "И все мои надежды,- подчеркивает он,- связаны не с громогласными программами (которые все несовершенны и должны исправляться по методу проб и ошибок), а с таким процессом становления личности, которая дошла до сознания своей глобальной ответственности".
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх