Померанцев Игорь Яковлевич
|
Другие персоны с фамилией Померанцев
Другие персоны с именем Игорь Кто родился в этот день 11.01 Кто родился в этот год 1948 |
[11.1.1948, Саратов]
— поэт, прозаик, эссеист, критик, журналист.
Раннее детство Померанцев провел в Забайкалье, юность — в Черновцах. Учился на романо-германском
факультете Черновицкого университета. Именно в Черновцах, «под сенью виноградников», и
сформировалась личность Померанцева. Несмотря на то что Померанцев впервые заговорил по-украински
уже в эмиграции, на формирование его поэтического мироощущения повлияла «эллинистичность»
украинского языка и дух западно-украинской культуры. В Черновцах семья Померанцев квартировала на
вилле, ранее принадлежавшей австрийским евреям, где, как вспоминал впоследствии поэт, «погреб еще
хранил сыроватые запахи рислинга, а по комнатам витал свежий аромат бабушкиных вишневок и наливок»
(НГ Ex libris. 2004. №26. 15 июля). Подобные детские впечатления легли в основу «винной мифологии»,
которая нашла свое воплощение в прозаической книге Померанцева «Красное и сухое» (М., 2000).
Померанцев был учителем сельской школы в Карпатах, затем работал техническим переводчиком в Киеве.
В 1970-е в Киеве Померанцев, по собственным словам, примкнул к «секте винных диссидентов» в
господствующем водочном официозе. Конечно, диссидентские настроения Померанцева не
ограничивались принадлежностью к секте «винных диссидентов» — одним из пунктов обвинения стало
распространение антисоветской литературы. К тому времени в самиздате ходила повесть Померанцева
«Читая Фолкнера», опубликованная впоследствии в журнале «Синтаксис» (1979. №5).
В 1978 Померанцев был вынужден эмигрировать из СССР, жил в Праге, Мюнхене и Лондоне. В настоящее
время является подданным Великобритании.
Померанцев — многолетний сотрудник радио «Свобода», редактор радиожурнала «Поверх барьеров», и,
по словам поэта и критика Глеба Шульпякова, поэтические тексты этого автора являются «графическим
воплощением работы с эфиром» (Померанцев, миртов шепот).
Померанцев — автор поэтических сб. «Стихи разных дней» (СПб.: Советский писатель, 1993), «News»
(Киев: Факт, 1998), «Почему стрекозы?» (СПб.: Издательство журнала «Звезда», 1999), прозаических книг
«Альбы и серенады» (Лондон: RR Press, 1985), «Предметы роскоши» (СПб.: Инапресс, 1993), сборник эссе
«По шкале Бофорта» (СПб.: Urbi, 1997), «Красное и сухое» (М.: НЛО, 2000). Большинство поэтических
текстов Померанцева написано верлибром, а в прозе писатель тяготеет к жанру эссе.
Однако и в поэзии, и в прозе Померанцева центральную роль играет «винная мифология», образные ряды,
связанные с винной символикой. Сам писатель неоднократно утверждал, что всему в своей жизни он
обязан «взыскательнейшей винной культуре», и сетовал на то, что «винная мифология» в русской
литературе недостаточно разработана. Померанцев называют одним из последних модернистов русской
словесности, и его творчество, несомненно, тяготеет к художественной системе русского модерна.
На поэтические тексты Померанцева несомненное влияние оказала его многолетняя работа на радио.
«Поэзия Померанцева — это и есть апофеоз эфира, его неосязаемости, эфирности, воздушности» — так
охарактеризовал основные черты художественной системы Померанцева Глеб Шульпяков (Там же). Сам же
Померанцев неоднократно утверждал, что поэзия и радио живут в одной стихии — воздушной. Глубинное
родство поэзии и радио стало одной из главных тем прозаической книги Померанцева «Радио С» (М.,
2002).
Померанцев — первый лауреат учрежденной альманахом «Urbi» премии имени П.А.Вяземского. Публикует
поэтические и прозаические тексты в журнале «Синтаксис», «Ковчег», «Континет», «Родник», «Время и
мы», «Камера хранения», «Знамя», «Звезда», «Октябрь» и др. Был членом консультативного совета
журнала «Форум» (Мюнхен), членом редколлегии журнала «Контрапункт» (США).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх