AZ-libr.ру

информационный портал





Полоцкий Семён Анатольевич
[12.05.1905-27.03.1952]

  Другие персоны с фамилией Полоцкий
Другие персоны с именем Семён
Кто родился в этот день 12.05
Кто родился в этот год 1905

       [29.4 (12.5).1905, Варшава — 27.3.1952, Ленинград]
       — поэт, детский писатель, драматург.
       В 1906 семья Полоцкого переехала в Ригу, в 1914 в Петроград, в 1918 в Казань, там Полоцкий окончил школу и поступил на филологический факультет университета. В Казани начал печататься в местных газетах, возглавил «Витрину поэтов» — группу молодых поэтов, работал лектором, был избран секретарем Казанского союза поэтов. В Казани же были изданы сборники стихов Ланэ, Меркушева и Полоцкого «Тараном слов» (1921), Березина и Полоцкого «Заповедь зорь» (1922).
       Переехав в Петроград, Полоцкий в 1922 перешел на факультет общественных наук Петроградского университета, изучал юриспруденцию, в 1924 окончил правовой факультет университета. В начале 1920-х издал сборник «Мерзлое пламя», вместе с Г.Шмерельсоном — сборник «Цокают строками», вступил в Петроградский Воинствующий орден имажинистов, основанный осенью 1922, и стал его активным участником.
       21 нояб. 1922 в Петрограде на открытом заседании Воинствующего ордена имажинистов Полоцкий зачитал декларацию Ордена, затем вместе с другими имажинистами выступал со стихами. Летом 1923 в Петрограде с афиши объявлялось, что 21 авг. в Летнем театре «Вождь Петроградского Воинствующего ордена имажинистов поэт Семён Полоцкий даст вечер настоящей поэзии», что предполагается в зале театра и «словопря с участием желающих из публики» (РО ИРЛИ. Ф.699. Д.123. Л.4).
       Литературная работа Полоцкий развертывалась энергично, только в 1926 он издал не менее 7 книг — «Магазин», «Потоп», «Бутылочка» и др. О его стихах уже в конце XX в. так писал исследователь его поэзии А.Кудрявицкий: «В стихах Полоцкого чувствуется голос настоящего, большого поэта, которому есть что сказать» (Октябрь. 1993. №9. С.136). Не закрывал поэт глаза и на трудности жизни в послереволюционной России: «Хмурый друг, того ли чаял, / Не в иную ль метил даль? / Если не было печали, / Наживем себе печаль!» (РО ИРЛИ. Ф.699. Д.167).
       Полоцкий становится одним из ленинградских друзей С.Есенина. Характерна надпись, которую Есенин сделал в 1925 на врученной им Полоцкому книге: «Семка! С великой нежностью, С.Есенин» (Русская литература. 1970. №3. С.164), В том же году в письме В.Эрлиху Есенин так писал о Полоцком: «Привет Сене и всем, кто не продал шпаги наших клятв и обещаний» (Есенин С. СС: в 5 т. Т.5. М., 1968. С.160).
       Полоцкий выступил как автор целого ряда детских книг, которые заботливо вводили юных читателей в непростой мир взрослой жизни: «Красные дети на белом свете» (1925), «Корабли любого рода — от бревна до парохода» (1926) «Наша книжка о том, у кого какой дом» (1926), «Про шило, клещи и всякие вещи» (1927). Более десятка таких книг Полоцкого вышло в 1920-е, об их содержательности и занимательности говорят уже их названия.
       Творческий путь Полоцкий был своеобразным. Он обратил на себя внимание и как новеллист, причем в критике отмечалось, что в его рассказах органично соединяются авторский лиризм и сюжетный драматизм повествования. Полоцкий был написан также роман-сатира «Черт в совете непорочных» (1928, в соавторстве с А.Шмульяном).
       Полоцкий постоянно работал и для театра. Двумя изд. вышел его очерк «Константин Эгерт» (1927 и 1928). В театрах ставились его пьесы: «Большинство голосов», «Аппарат», изданный в 1930 отд. книгой. В 1935 отдельным изданием вышла его «шутка в одном действии» — «Вечная молодость». Писал он также миниатюры для эстрады.
       В 1935 в журнале «Рабочий и театр» Полоцкий опубликовал статью «Неожиданный эстетизм». Публикация сопровождалась примечанием от редакции журнала, в котором было сказано, что редакция не разделяет ряда положений статьи. Автор резко писал, например, о том, что раннему периоду советской драматургии была свойственна своеобразная форма «дикарского эстетизма»: «Добыча угля, производство тракторов, современный силос — поставлены были на повестку дня. За каждым из этих явлений стояли идеи огромной важности <...>. Но иллюстрации к роману не могут заменить романа. А драматург думал, что иллюстрация — это и есть роман. Он должен был смотреть на уголь и видеть мир, а он смотрел на мир и видел уголь». Принципиально важно и такое, например, суждение Полоцкого в этой статье: «Рассматривая гиганта в лупу, художник увидит только клетчатку его кожи. А надо бы слушать сердце». В статье было много и более острых формулировок — «штамп усложненных чувств», «эпидемический интерес к темам любви и искусства» (Рабочий и театр. 1935. №18. С.16, 17).
       Активно работал Полоцкий и в области киноискусства.
       В 1939-41 по его сценариям, написанным вместе с М.Тевелевым, были сняты кинофильмы «Аринка», «Переход», «Старая гвардия». Творческая активность писателя не ослабевала и во время Великой Отечественной войны.
       В 1941-42 его очерки и рассказы звучали по ленинградскому радио.
       В 1942 он выступил в «Боевом киносборнике» №12, затем в Алма-Ате работал над сценарием о спасительной для блокированного Ленинграда «Дороге жизни» через Ладожское озеро.
       Уже не было выступлений вождя Петроградского Воинствующего ордена имажинистов, но прежний молодой задор сказывался и в послевоенном творчестве. Но сценариям Полоцкого после войны на студии «Ленкинохроника» были сняты кинофильмы «Новый Кировский», «Университет» и др.
       В 1952 Полоцкий в соавторстве с Л.Траубергом написал пьесу «Огоньки», ее поставил Ленинградский театр музыкальной комедии.
       К сожалению, имя Полоцкого, как и других петроградских имажинистов, на долгие годы выпало из истории литературы советского периода. Лишь в 1990-е его имя вновь появилось на страницах литературной и научной печати.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:41:42 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"