Полоцкий Семён Анатольевич
|
Другие персоны с фамилией Полоцкий
Другие персоны с именем Семён Кто родился в этот день 12.05 Кто родился в этот год 1905 |
[29.4 (12.5).1905, Варшава — 27.3.1952, Ленинград]
— поэт, детский писатель, драматург.
В 1906 семья Полоцкого переехала в Ригу, в 1914 в Петроград, в 1918 в Казань, там Полоцкий окончил
школу и поступил на филологический факультет университета. В Казани начал печататься в местных
газетах, возглавил «Витрину поэтов» — группу молодых поэтов, работал лектором, был избран
секретарем Казанского союза поэтов. В Казани же были изданы сборники стихов Ланэ, Меркушева и
Полоцкого «Тараном слов» (1921), Березина и Полоцкого «Заповедь зорь» (1922).
Переехав в Петроград, Полоцкий в 1922 перешел на факультет общественных наук Петроградского
университета, изучал юриспруденцию, в 1924 окончил правовой факультет университета. В начале
1920-х издал сборник «Мерзлое пламя», вместе с Г.Шмерельсоном — сборник «Цокают строками», вступил
в Петроградский Воинствующий орден имажинистов, основанный осенью 1922, и стал его активным
участником.
21 нояб. 1922 в Петрограде на открытом заседании Воинствующего ордена имажинистов Полоцкий
зачитал декларацию Ордена, затем вместе с другими имажинистами выступал со стихами. Летом 1923 в
Петрограде с афиши объявлялось, что 21 авг. в Летнем театре «Вождь Петроградского Воинствующего
ордена имажинистов поэт Семён Полоцкий даст вечер настоящей поэзии», что предполагается в зале
театра и «словопря с участием желающих из публики» (РО ИРЛИ. Ф.699. Д.123. Л.4).
Литературная работа Полоцкий развертывалась энергично, только в 1926 он издал не менее 7 книг —
«Магазин», «Потоп», «Бутылочка» и др. О его стихах уже в конце XX в. так писал исследователь его
поэзии А.Кудрявицкий: «В стихах Полоцкого чувствуется голос настоящего, большого поэта, которому
есть что сказать» (Октябрь. 1993. №9. С.136). Не закрывал поэт глаза и на трудности жизни в
послереволюционной России: «Хмурый друг, того ли чаял, / Не в иную ль метил даль? / Если не было
печали, / Наживем себе печаль!» (РО ИРЛИ. Ф.699. Д.167).
Полоцкий становится одним из ленинградских друзей С.Есенина. Характерна надпись, которую Есенин
сделал в 1925 на врученной им Полоцкому книге: «Семка! С великой нежностью, С.Есенин» (Русская
литература. 1970. №3. С.164), В том же году в письме В.Эрлиху Есенин так писал о Полоцком: «Привет
Сене и всем, кто не продал шпаги наших клятв и обещаний» (Есенин С. СС: в 5 т. Т.5. М., 1968. С.160).
Полоцкий выступил как автор целого ряда детских книг, которые заботливо вводили юных читателей в
непростой мир взрослой жизни: «Красные дети на белом свете» (1925), «Корабли любого рода — от бревна
до парохода» (1926) «Наша книжка о том, у кого какой дом» (1926), «Про шило, клещи и всякие вещи»
(1927). Более десятка таких книг Полоцкого вышло в 1920-е, об их содержательности и занимательности
говорят уже их названия.
Творческий путь Полоцкий был своеобразным. Он обратил на себя внимание и как новеллист, причем в
критике отмечалось, что в его рассказах органично соединяются авторский лиризм и сюжетный драматизм
повествования. Полоцкий был написан также роман-сатира «Черт в совете непорочных» (1928, в
соавторстве с А.Шмульяном).
Полоцкий постоянно работал и для театра. Двумя изд. вышел его очерк «Константин Эгерт» (1927 и 1928).
В театрах ставились его пьесы: «Большинство голосов», «Аппарат», изданный в 1930 отд. книгой. В 1935
отдельным изданием вышла его «шутка в одном действии» — «Вечная молодость». Писал он также
миниатюры для эстрады.
В 1935 в журнале «Рабочий и театр» Полоцкий опубликовал статью «Неожиданный эстетизм». Публикация
сопровождалась примечанием от редакции журнала, в котором было сказано, что редакция не разделяет
ряда положений статьи. Автор резко писал, например, о том, что раннему периоду советской драматургии
была свойственна своеобразная форма «дикарского эстетизма»: «Добыча угля, производство тракторов,
современный силос — поставлены были на повестку дня. За каждым из этих явлений стояли идеи огромной
важности <...>. Но иллюстрации к роману не могут заменить романа. А драматург думал, что иллюстрация
— это и есть роман. Он должен был смотреть на уголь и видеть мир, а он смотрел на мир и видел уголь».
Принципиально важно и такое, например, суждение Полоцкого в этой статье: «Рассматривая гиганта в
лупу, художник увидит только клетчатку его кожи. А надо бы слушать сердце». В статье было много и
более острых формулировок — «штамп усложненных чувств», «эпидемический интерес к темам любви и
искусства» (Рабочий и театр. 1935. №18. С.16, 17).
Активно работал Полоцкий и в области киноискусства.
В 1939-41 по его сценариям, написанным вместе с М.Тевелевым, были сняты кинофильмы «Аринка»,
«Переход», «Старая гвардия». Творческая активность писателя не ослабевала и во время Великой
Отечественной войны.
В 1941-42 его очерки и рассказы звучали по ленинградскому радио.
В 1942 он выступил в «Боевом киносборнике» №12, затем в Алма-Ате работал над сценарием о
спасительной для блокированного Ленинграда «Дороге жизни» через Ладожское озеро.
Уже не было выступлений вождя Петроградского Воинствующего ордена имажинистов, но прежний
молодой задор сказывался и в послевоенном творчестве. Но сценариям Полоцкого после войны на студии
«Ленкинохроника» были сняты кинофильмы «Новый Кировский», «Университет» и др.
В 1952 Полоцкий в соавторстве с Л.Траубергом написал пьесу «Огоньки», ее поставил Ленинградский
театр музыкальной комедии.
К сожалению, имя Полоцкого, как и других петроградских имажинистов, на долгие годы выпало из
истории литературы советского периода. Лишь в 1990-е его имя вновь появилось на страницах
литературной и научной печати.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх