Познер Владимир Соломонович
|
Другие персоны с фамилией Познер
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 18.01 Кто родился в этот год 1905 |
[5(18).1.1905, Париж — 19.2.1992, Париж]
— поэт, прозаик, критик, публицист, мемуарист, киносценарист, переводчик.
Познер был сыном известного общественного деятеля, журналиста, прозаика, историка и мемуариста
Соломона Владимировича Познера. Родился и провел раннее детство в Париже, а в начале 1910-х семья
Познеров переехала в Петербург.
В 1919 Познер занимался в литературной студии при издательстве «Всемирная литература»,
преобразованной затем в студию при Доме искусств. Входил в литературную группу «Серапионовы
братья», считался «литературным вундеркиндом».
В мае 1921 Познер эмигрировал вместе с семьей в Каунас (Литва). Там, в газете «Вольная Литва» и ее
приложении, журнале «Зеркало», с мая по сент. 1921 регулярно публиковались поэтические тексты
Познера.
В сент. 1921 поэт переехал в Париж.
В 1921-22 был участником литературно-художественного кружка «Гатарапак», а в 1923-24 входил в
парижскую литературную группу «Через», затем — в литературную группу «Кочевье». Публиковался в
таких эмигрантских периодических изд. Берлина и Парижа, как «Голос России», «Современную записки»,
«Эпопея», «Цех поэтов», «Звено», «Воля России». Окончил Сорбонну, принял французское гражданство, с
1929 стал писать на французском языке. Как русский литератор Познер является автором единственного
поэтического сборника «Стихи на случай» (1928, Париж), а также многочисленных критических статей.
В «Стихах на случай» чувствуется определенное влияние поэтики В.Ходасевича, с другой стороны, этот
сборник находится в русле поэзии «парижской ноты». Лирический герой поэзии Познер постоянно ощущает
свою беспомощность перед «ветром больших несчастий», опустошающим сердца, он не в силах
противостоять ритму суровой эпохи, в которую ему выпало жить. Мировоззренческий лейтмотив поэзии
Познер — осознание необходимости смиренно принять «ниспосланное выше бремя», а главная добродетель
— умение переждать грозу. В.Набоков в своей рецензии на единственный сборник Познера отмечал
несомненный талант поэта. Однако при этом Набоков констатировал, что «тютчевский "ветр", пробежав
бурной зыбью полире Блока и Анненского и последним своим дыханьем распушив крыло музе
Ходасевича,— ныне, уже бессильным искусственным отголоском, звучит в стихах некоторых современных
молодых поэтов» (Набоков В.— С.104), в т.ч. и Познер. При этом Набоков отмечал такие недостатки
поэтических текстов Познера, как манерное злоупотребление средними в ямбическом стихе пэонами
(проваливающийся ямб) и некоторую подражательность по отношению к В.Ходасевичу.
Русская эмиграция «первой волны» довольно резко отреагировала на вступление Познера во Французскую
Коммунистическую партию, произошедшее в 1933. Резкое неприятие в эмигрантской среде вызвал тот
факт, что Познер-публицист много писал о Советском Союзе и Гражданской войне в Испании, оценивая
происходящее с просоветских позиций. В частности, Г.Струве писал, что Познер «отрекся от эмиграции и
стал проводить во французской печати просоветскую пропаганду» (Струве Г.— 219).
Просоветская позиция Познер 1930-х противоречит его же собственным ранним стихотворением,
опубликованным в «Вольной Литве» (1921). В частности, в несомненно талантливом и злободневном
стихотворении «Товарищ Европа» (1921) проделанный с Россией «коммунистический опыт» оценивается
поэтом с самых негативных позиций, а европейское общество упрекается в равнодушии и цинизме по
отношению к гибнущей России. Глубоким трагизмом веет и от других опубликованных в «Вольной Литве»
стихотворений, таких как «Памяти Александра Блока» (1921), «Всем вам» (1921) и т.д.
Познер неоднократно посещал СССР, в годы Второй мировой войны находился в Бостоне (США), затем
вернулся в Париж.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх