Платонова Александра Фёдоровна
|
Другие персоны с фамилией Платонова
Другие персоны с именем Александра Кто родился в этот день 28.04 Кто родился в этот год 1884 |
[16(28).4.1884, Петербург — 19.11.1941, Ленинград]
— поэт, прозаик, издатель.
Родилась в дворянской семье живописца Ф.К.Платонова, принимавшего участие в росписях храмов
Иоанновского монастыря на Карповке. Была духовной дочерью св. Иоанна Кронштадтского. Окончив
Императорский педагогический институт, в 1912-18 преподавала историю в женском училище принцессы
Терезии Ольденбургской и Петровской женской гимназии. Начала публиковать стихи и рассказы, еще
будучи гимназисткой. Вскоре Платонова получила известность как автор книг о подвижниках-христианах,
о государственных деятелях Святой Руси.
Произведения раннего периода вошли в первый сборник «На высотах Духа. Стихотворения и рассказы»
(СПб., 1912). Их герои — учителя, студенты, гимназисты — молодые люди, искренно верующие или
ищущие веры, стремящиеся жить по совести. Платонова печаталась в журнале «Голос Церкви», «Русский
паломник»; в 1912-17 — постоянный автор журнала «Кронштадтский пастырь».
Платонова — учредитель и редактор детского православного журнала «Незабудка», который она
выпускала с янв. 1914. В предисловии к первому номеру Платонова объясняла название: «Существует
предание, что ангелы, пролетая над землей, роняют на нее голубые цветы, чтобы люди не забывали о
небе. Оттого эти цветы и называют незабудками». Предназначался ж. детям 8-12 лет в надежде, что они,
взрослея, все свои силы, все способности души употребят на служение Богу и людям, будут жить в мире и
любви. Ближайшей помощницей Платоновой в журнальном деле была писательница Н.И.Манасеина,
известная своими повестями из жизни русских деятелей XVIII в. Редакция «Незабудки» собрала вокруг
издания лучшие литературные силы, способные развивать в детях добрые чувства и светлые помыслы.
Журнал откликался на все события в жизни страны. В годы Первой мировой войны дети читали рассказы о
героизме русских солдат, о проявленном милосердии к страждущим и раненым. В выпусках журнала. были
и занимательные игры, и заметки самих маленьких читателей.
В 1913 Платонова издала 2 сборника рассказов о жизни первых христиан «На рассвете» и «Светлые дали»,
где повествовала о гонениях на верующих, о тех, кто уповает на бессмертную жизнь в Боге. Тогда же
издательство И.Л.Тузова выпустило в свет книгу ее статей на религиозно-нравственные темы «Под сенью
веры» (1913). В 1914 выходят в свет сборник Платоновой «Великие дни», «Дивен Бог во святых Своих», «К
радости свершенной», «Не в силе Бог, а в правде. Очерки и рассказы из последней Всемирной войны».
Расширяя тематику своих книг, Платонова рисует героические будни соотечественников, борющихся с
врагом на полях сражений («За други своя», 1915). Вместе с тем она много пишет на евангельские сюжеты
(книга «Святой апостол Павел», 1915 и др.), а также на темы, почерпнутые из мировой («Любовь до
конца. Историческая повесть из жизни первых христиан», 1915) и отечественной истории: «Святой
равноапостольный князь Владимир»; повесть из времен ордынского ига «Под грозой» (1915). В последней
показано, как в годы тяжелых испытаний князь Михаил Тверской и княгиня Анна Кашинская
самоотверженно служили Церкви и Отечеству. Особенно ценной оказалась ее книга «Апостол Японии»
(1914) — одна из лучших биографий архиепископа Николая, прославленного русского миссионера. Перед
самой революцией вышла в свет последняя книжка П. «Над Днепровскими курганами» (1916),
увлекательно описывающая жизнь Киевской Руси в канун ее крещения.
Платонова была почитательницей и преемницей духовной писательницы игумений Таисии (1842-1915),
которой посвятила статью «Старица Божия» («Кронштадтский пастырь», 1916).
Книги Платонова написаны трепетным, даровитым пером. Историческую прозу отличают интонации
русской сказки, былины. Ясность мысли, стройность и увлекательность сюжета, отсутствие длинных
периодов, образность в изображении исторической экзотики делают их легко доступными для детского
восприятия. «Будить и укреплять в детях благородные стремления духа и любовь ко всему родному» (На
высотах духа. С.3) — в этом видела Платонова цель своего творчества.
После революции душеполезные произведения Платоновой попали в разряд «вредных». В пору гонений на
Церковь Платонова принимает монашеский постриг с именем Анастасия (его совершил св. новомученик
митрополит Петроградский Вениамин в 1921) и поступает в Иоанновский монастырь. В начале 1920-х
монахиня Анастасия вместе с академиком Б.Тураевым и профессором С.Зориным входила в совет
Андреевского братства, занимаясь изучением творений святых отцов. После разгона в 1923 Иоанновского
монастыря Платонова создала и возглавила общину сестер, существовавшую при храме Алексия человека
Божия, что на Петербургской стороне.
Несмотря на постоянные преследования общины, Платонова в трудную пору не порывала с литературной
деятельностью: ею написаны рассказы «О Кресте», «О Голгофе», «Одиннадцать воскресных Евангелий»,
а также стихотворение «За Церковь» с ободрительным призывом не бояться смерти и страданий. Читались
и распространялись эти произведения тайно.
22 дек. 1933 Платонова была арестована. Предлогом для репрессий по отношению к большой группе
верующих петербуржцев, членов братств послужило обвинение в связях с зарубежным митрополитом
Евлогием и неподчинение официальному сергианству.
25 февр. 1934 Платонова особой «тройкой» ОГПУ была приговорена к 5 годам лагерей, срок отбывала в
Томской колонии. После освобождения (в июне 1938) жила в Малой Вишере, в 1941 переехала к брату о.
Симеону Платонову в Вышний Волочек, где 17 окт. 1941 вместе с ним была арестована и приговорена к 10
годам лагерей по обвинению в «проведении религиозных обрядов и антисоветской деятельности». В
последнем слове Платонова сказала: «Я остаюсь при своих убеждениях, моя жизнь — это вера в Бога»
(Шкаровский М.— С.26).
Скончалась монахиня Анастасия в тюрьме. Реабилитирована в 1992.
Спустя десятилетия забвения очерки, рассказы, стихи Платоновой вновь вернулись к читателю.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх