Писахов Степан Григорьевич
|
Другие персоны с фамилией Писахов
Другие персоны с именем Степан Кто родился в этот день 25.10 Кто родился в этот год 1879 |
[13(25).10.1879, Архангельск — 3.5.1960, Архангельск]
— прозаик, сказочник.
Родился в семье ремесленника — ювелира и гравера. Окончил городское училище в Архангельске, затем
учился в художественном училище барона Штиглица в Петербурге, откуда был исключен за выступление
на митинге во время революции 1905. Как художник продолжил свое образование в Париже и в частной
мастерской в Петербурге, И.Е.Репин приглашал его работать в своей мастерской. В 1899 Писахов
участвовал в художественной выставке в Петербурге, в 1907 его картины были выставлены в Риме, в
1910 — в Архангельске, в 1912 он был удостоен серебряной медали на художественной выставке в
Петербурге.
По материнской линии Писахов происходил из д. Труфанова Гора на р. Пинеге. «Вам бы ранней весной да
вверх по Пинеге-реке в многоводье подняться,— писал позднее Писахов — Как раз попали бы в песенье.
Весной праздники. Оживает XVI век. Девки-хваленки в досельных больших нарядах, да обряды, да песни,
да присказы» (Сказки. Очерки. Письма. С.276-277). Брат бабушки, дед Леонтий, был профессиональным
сказочником, и будущий писатель с детства жил среди богатого северного словотворчества. Поэтому для
него органично стремление вернуть литературе исконный лад стародавней русской речи. Ее истоки
отыскивались в подлинных записях сказок, песен, пословиц, и не только в записях, а прежде всего в их
еще живом в ту пору звучании.
Писахов словно вышел на городскую улицу из древней русской сказки. У него было и обличье сказочное,
он походил на сказочного волшебника: «Стоило заглянуть в его глаза, спрятавшиеся под кустистыми
бровями, чтобы почувствовать: перед вами настоящий сказочник» (Наш современник. 1979. №11).
Писахов не был типично «письменным» писателем, по его признанию, сочинять и рассказывать свои сказки
он «начал давно, записывал редко» (Сказки. М., 1957. С.3). Долгое время сказки Писахова бытовали
именно в устном его исполнении и в устных же слушательских пересказах. Первые отзывы о его
творчестве были опубликованы не как о сказочнике, а как о художнике — в 1918 газете «Северный день»
опубликовала статьи Леонида Леонова «К предстоящей выставке картин художника Писахова» и «Поэт
Севера». Лишь в 1924 в сборнике «На Северной Двине» были напечатаны его сказки из цикла «Северный
Мюнхгаузен». В 1927 северные сказки в записи и с комментариями Писахова были опубликованы в
альманахе «Советская страна».
В 1938-40 в Архангельске вышли сказки Писахова в 2 книгах.
В 1940 «Литературная газета» опубликовала материалы обсуждения сказок Писахова на конференции
писателей.
География творческого кругозора Писахова поразительно широка — от Новой Земли до Каира. Много
впечатлений ему как художнику дали еще юношеские его путешествия в Италии, Франции, Турции и
Египте. Но основной темой его и как художника, и как писателя стал родной Север, его образы, его речь.
Писахов познавал Север детально и разносторонне, в качестве художника, фольклориста и этнографа
обследовал берега Белого моря, бывал на Новой Земле, в водах Югорского Шара, принимал участие в
арктических экспедициях. Писахов — представитель того времени, которое ощутило оскудение
фольклора, отсюда стремление соединить фольклорные традиции и перспективные возможности
литературы письменной.
Язык сказок, по признанию Писахов, ему ближе, чем обычный литературный язык. Сказка — это школа
освоения народного языка, его весомости, образности, значительности, «непраздности». О Писахове еще
до войны свидетельствовали: «побасенки, напевки и говорушки цветут в каждой сказке» (Красная новь.
1941. №2. С.212). Но особенно любы сказочнику поговорки, которые, как говорил сам Писахов,
норовисты: под руку подвертываются до поры до времени, зря не встрянут. Сказка — это и лирика, от
склонности Писахова к лиризму; термин Писахова «психоколорит» относится не только к живописи, но и к
сказке. А о творческой фантазии Писахова дают представление уже сами названия сказок: «Оглобля
расцвела», «Месяц с небесного чердака», «На треске гуляли», «Брюки в восемнадцать верст длины»,
«Морожены песни», «Баня в море», «На Уйме кругом света».
Несомненна, однако, и реалистичность сказовой основы. Свои сказки Писахов ведет от имени Сени
Малины, который в самом деле жил в д. Уйма неподалеку от Архангельска. В сказках Писахова мы видим
вполне совр. реалии: женщина требует от мужа, чтобы тот отправил ее в город «на короткой волне», а
муж склонен отправить ее на «волне длинной», как более ему подходящей; в другой сказке медведь
говорит по телефону. Без песни, по выражению Сени Малины, «внутрях у нас потемки», песней мы свое
«нутро проветриваем»; песня и сказка становятся учителями жизни, сказочник раскрывает ее красоту,
учит привязанности к родной земле. Камешек с Новой Земли Писахов возил с собой в Египет, побывал тот
камешек и в пирамиде Хеопса. Писахов был на Ниле, в Палестине, но по возвращении в Архангельск
произнес: «Как будто глаза прополоскались! Где деревья красивее наших берез? Их нет» (Сказки. Очерки.
Письма. С.280).
Писахов был участником первой полярной экспедиции В.Русанова, затем на пароходе «Печора» участвовал
в поисках пропавших групп Г.Брусилова, В.Русанова, Г.Седова, с капитаном В.Ворониным ходил на
спасение экспедиции У.Нобиле. Писахов бывал в экспедициях по установке радиостанций в северных
селеньях, только на Новую Землю ходил не менее десяти раз, публиковал воспоминания о своих
путешествиях. Как живописец Писахов становится певцом преобразований на Севере — картины
«Метеостанция на Новой Земле», «Папанинцы на Крайнем Севере», серия «Жители советской тундры» и
др. Но снова на первый план выходят сказки, они печатаются в журнале «30 дней», «Красная новь»,
«Крестьянка», «Молодой колхозник».
О творчестве Писахова позитивно отзывались в печати писатели Л.Леонов, И.Эренбург, Г.Суфтин,
И.Бражнин, Ю.Казаков, Ал.Михайлов. Демьян Бедный назвал Писахова волшебным сказочником, словесным
колдуном. В том же духе характеризовал Писахова Фёдор Абрамов: «Писахов — это яркое явление нашей
национальной и северной культуры»; «Сказания Сени Малины — это чудо словесности... по размаху
фантазии среди сказочников мира первого десятка он занимает особое место». Абрамов называет
Писахова сказочником «непомерной мощи и фантазии...» (Абрамов Ф. Слово в ядерный век. М., 1987. С.
227, 219, 257).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх