AZ-libr.ру

информационный портал





Писахов Степан Григорьевич
[25.10.1879-03.05.1960]

  Другие персоны с фамилией Писахов
Другие персоны с именем Степан
Кто родился в этот день 25.10
Кто родился в этот год 1879

       [13(25).10.1879, Архангельск — 3.5.1960, Архангельск]
       — прозаик, сказочник.
       Родился в семье ремесленника — ювелира и гравера. Окончил городское училище в Архангельске, затем учился в художественном училище барона Штиглица в Петербурге, откуда был исключен за выступление на митинге во время революции 1905. Как художник продолжил свое образование в Париже и в частной мастерской в Петербурге, И.Е.Репин приглашал его работать в своей мастерской. В 1899 Писахов участвовал в художественной выставке в Петербурге, в 1907 его картины были выставлены в Риме, в 1910 — в Архангельске, в 1912 он был удостоен серебряной медали на художественной выставке в Петербурге.
       По материнской линии Писахов происходил из д. Труфанова Гора на р. Пинеге. «Вам бы ранней весной да вверх по Пинеге-реке в многоводье подняться,— писал позднее Писахов — Как раз попали бы в песенье. Весной праздники. Оживает XVI век. Девки-хваленки в досельных больших нарядах, да обряды, да песни, да присказы» (Сказки. Очерки. Письма. С.276-277). Брат бабушки, дед Леонтий, был профессиональным сказочником, и будущий писатель с детства жил среди богатого северного словотворчества. Поэтому для него органично стремление вернуть литературе исконный лад стародавней русской речи. Ее истоки отыскивались в подлинных записях сказок, песен, пословиц, и не только в записях, а прежде всего в их еще живом в ту пору звучании.
       Писахов словно вышел на городскую улицу из древней русской сказки. У него было и обличье сказочное, он походил на сказочного волшебника: «Стоило заглянуть в его глаза, спрятавшиеся под кустистыми бровями, чтобы почувствовать: перед вами настоящий сказочник» (Наш современник. 1979. №11). Писахов не был типично «письменным» писателем, по его признанию, сочинять и рассказывать свои сказки он «начал давно, записывал редко» (Сказки. М., 1957. С.3). Долгое время сказки Писахова бытовали именно в устном его исполнении и в устных же слушательских пересказах. Первые отзывы о его творчестве были опубликованы не как о сказочнике, а как о художнике — в 1918 газете «Северный день» опубликовала статьи Леонида Леонова «К предстоящей выставке картин художника Писахова» и «Поэт Севера». Лишь в 1924 в сборнике «На Северной Двине» были напечатаны его сказки из цикла «Северный Мюнхгаузен». В 1927 северные сказки в записи и с комментариями Писахова были опубликованы в альманахе «Советская страна».
       В 1938-40 в Архангельске вышли сказки Писахова в 2 книгах.
       В 1940 «Литературная газета» опубликовала материалы обсуждения сказок Писахова на конференции писателей.
       География творческого кругозора Писахова поразительно широка — от Новой Земли до Каира. Много впечатлений ему как художнику дали еще юношеские его путешествия в Италии, Франции, Турции и Египте. Но основной темой его и как художника, и как писателя стал родной Север, его образы, его речь. Писахов познавал Север детально и разносторонне, в качестве художника, фольклориста и этнографа обследовал берега Белого моря, бывал на Новой Земле, в водах Югорского Шара, принимал участие в арктических экспедициях. Писахов — представитель того времени, которое ощутило оскудение фольклора, отсюда стремление соединить фольклорные традиции и перспективные возможности литературы письменной.
       Язык сказок, по признанию Писахов, ему ближе, чем обычный литературный язык. Сказка — это школа освоения народного языка, его весомости, образности, значительности, «непраздности». О Писахове еще до войны свидетельствовали: «побасенки, напевки и говорушки цветут в каждой сказке» (Красная новь. 1941. №2. С.212). Но особенно любы сказочнику поговорки, которые, как говорил сам Писахов, норовисты: под руку подвертываются до поры до времени, зря не встрянут. Сказка — это и лирика, от склонности Писахова к лиризму; термин Писахова «психоколорит» относится не только к живописи, но и к сказке. А о творческой фантазии Писахова дают представление уже сами названия сказок: «Оглобля расцвела», «Месяц с небесного чердака», «На треске гуляли», «Брюки в восемнадцать верст длины», «Морожены песни», «Баня в море», «На Уйме кругом света».
       Несомненна, однако, и реалистичность сказовой основы. Свои сказки Писахов ведет от имени Сени Малины, который в самом деле жил в д. Уйма неподалеку от Архангельска. В сказках Писахова мы видим вполне совр. реалии: женщина требует от мужа, чтобы тот отправил ее в город «на короткой волне», а муж склонен отправить ее на «волне длинной», как более ему подходящей; в другой сказке медведь говорит по телефону. Без песни, по выражению Сени Малины, «внутрях у нас потемки», песней мы свое «нутро проветриваем»; песня и сказка становятся учителями жизни, сказочник раскрывает ее красоту, учит привязанности к родной земле. Камешек с Новой Земли Писахов возил с собой в Египет, побывал тот камешек и в пирамиде Хеопса. Писахов был на Ниле, в Палестине, но по возвращении в Архангельск произнес: «Как будто глаза прополоскались! Где деревья красивее наших берез? Их нет» (Сказки. Очерки. Письма. С.280).
       Писахов был участником первой полярной экспедиции В.Русанова, затем на пароходе «Печора» участвовал в поисках пропавших групп Г.Брусилова, В.Русанова, Г.Седова, с капитаном В.Ворониным ходил на спасение экспедиции У.Нобиле. Писахов бывал в экспедициях по установке радиостанций в северных селеньях, только на Новую Землю ходил не менее десяти раз, публиковал воспоминания о своих путешествиях. Как живописец Писахов становится певцом преобразований на Севере — картины «Метеостанция на Новой Земле», «Папанинцы на Крайнем Севере», серия «Жители советской тундры» и др. Но снова на первый план выходят сказки, они печатаются в журнале «30 дней», «Красная новь», «Крестьянка», «Молодой колхозник».
       О творчестве Писахова позитивно отзывались в печати писатели Л.Леонов, И.Эренбург, Г.Суфтин, И.Бражнин, Ю.Казаков, Ал.Михайлов. Демьян Бедный назвал Писахова волшебным сказочником, словесным колдуном. В том же духе характеризовал Писахова Фёдор Абрамов: «Писахов — это яркое явление нашей национальной и северной культуры»; «Сказания Сени Малины — это чудо словесности... по размаху фантазии среди сказочников мира первого десятка он занимает особое место». Абрамов называет Писахова сказочником «непомерной мощи и фантазии...» (Абрамов Ф. Слово в ядерный век. М., 1987. С. 227, 219, 257).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:35:44 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"