AZ-libr.ру

информационный портал





Пирогов Николай Иванович
[25.11.1810-05.12.1881]

  Другие персоны с фамилией Пирогов
Другие персоны с именем Николай
Кто родился в этот день 25.11
Кто родился в этот год 1810

       - выдающийся хирург, педагог, общественный деятель.
       Род. в Москве в семье мелкого служащего.
       В возрасте 14 лет поступил на медицинский факультет Московского университета.
       В 1828-1830 обучался в Дерптском университете на профессор отделении.
       Доктор медицины с 1832, профессор с 1836.
       В 1833-1834 стажировался в Берлине, по возвращении в Россию занимался педагогической и лечебной деятельностью в Императорской медико-хирургической академии.
       В 1841 назначен членом Временного комитета при министре нар. просвещения, являлся членом медицинского совета Министерства внутренних дел.
       Член-корреспондент Петербургской АН (с 1847). Во время Крымской войны разработал систему организации хирургической помощи раненым, выезжал в действующую армию.
       В 1856 возвратился в Петербург из Крыма. Выступил со статьей "Вопросы жизни". Являясь попечителем Одесского (с 1856), а позже Киевского учебных округов, пытался провести реформы в постановке обучения в школах, в связи с чем в 1861 был уволен в отставку.
       Последние годы провел на Украине, в своем имении.
       Наиболее адекватная характеристика мировоззрения Пирогов дана В.В.Зеньковским. Он отмечает, что Пирогов не считал себя философом и не претендовал быть им, но в действительности у него имелось цельное и продуманное философское миропонимание.
       До поступления в университет Пирогов разделял принципы религиозного мировоззрения, позднее перешел к материализму, придерживался в науке эмпиризма, расширенного впоследствии до "рационального эмпиризма". Затем отошел от материализма. Он склоняется к мысли, что "возможно даже допустить образование вещества из скопления силы". Проблема вещественности стала для Пирогова далекой от упрощенных решений. Само противоположение вещественного и духовного начал утратило для него бесспорный характер.
       Пирогов готов даже строить своеобразную метафизику света, сближая начало жизни со светом. Он пришел к убеждению о невозможности свести понятие жизни к чисто материалистическому объяснению. Зеньковский называет миропонимание Пирогова "биоцентрическим". "Я представляю себе,- писал Пирогов,- беспредельный, беспрерывно текущий океан жизни, бесформенный, вмещающий в себе всю вселенную, проникающий все ее атомы, беспрерывно группирующий и снова разлагающий их сочетания и приспосабливающий их к различным целям бытия". Это учение о мировой жизни по-новому, утверждает Зеньковский, осветило для Пирогова все темы познания, и он приходит к учению о реальности мирового мышления - вселенского разума, высшего начала, стоящего над миром, сообщающего ему жизнь и разумность.
       В этом построении Пирогов приближается к стоическому пантеизму с его учением о мировом логосе. Над мировым разумом стоит Бог как Абсолют. Указывая, что понятие мирового разума по существу тождественно понятию мировой души, Зеньковский подчеркивает, что в этом учении Пирогов предвосхищает те космологические построения (начиная от Вл.Соловьева), которые связаны с так называемыми софиологическими идеями. В гносеологии ("рациональном эмпиризме") Пирогова все наши восприятия сопровождаются "бессознательным мышлением" (уже в самый момент их возникновения) и это мышление есть функция нашего "я" в его цельности.
       По мысли Пирогова, само наше "я" есть лишь индивидуализация мирового сознания. Он приходит к признанию ограниченности чистого рассудка, отделенного от моральной сферы. Наряду с познанием Пирогов отводит большое место вере. Если "способность познания, основанная на сомнении, не допускает веры, то, наоборот, вера не стесняется знанием... идеал, служащий основанием веры, становится выше всякого знания и, помимо его, стремится к достижению истины". Вера для Пирогова означала живое ощущение Бога; не историческая, а именно мистическая реальность Христа, подчеркивает Зеньковский, напитала его дух, и потому П. стоит за полную свободу религиозно-исторического исследования (3. "ИРФ". T.I. 4.2. С.186-193).
       Пирогов верил в науку и образование как средство фундаментального преобразования общества. Педагогика Пирогова несет в себе нравственно-социальное содержание. Цель воспитания и образования - "истинный человек", качествами которого являются: нравственная свобода, развитый интеллект, преданность убеждениям, способность к самопознанию и самопожертвованию, вдохновение, сочувствие, воля.
       Философское образование, по Пирогову, заключается в том, что оно является вопросом человеческого духа - "вопросом жизни", а не дидактики. Он разрабатывал идею "нового учителя" - той личности, через которую учащиеся воспринимают предмет. Вопрос социального прогресса Пирогов решал на путях христианской этики: изменение общества есть дело "промысла и времени".
       Пирогов не был сторонником социальной революции. Большое значение в системе образования Пирогов уделял университетам. Он подчеркивал: "Университет есть лучший барометр общества. Общество видно в университете как в зеркале и перспективе".

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:35:30 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"