Пигалев Александр Иванович
|
Другие персоны с фамилией Пигалев
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 07.01 Кто родился в этот год 1952 |
- специалист по истории философии, культурологии; переводчик; доктор философских наук, профессор
Род. в Волгограде.
Окончил физический факультет Горьковского государственного университета (1974), философскую аспирантуру МГУ (1979).
С 1974 преподавал философию в Горьковском государственном университете, Волгоградском политехническом институте, с 1993 и по настоящее время - заведующий кафедрой культурологии и истории философии Волгоградского государственного университета.
Докторская диссертация - "Нигилизм и проблема кризиса культуры в современной западной философии" (1993).
Пигалев разрабатывает философию и культурологию следствия концепции европейского нигилизма в качестве конечного этапа развития европейской метафизики и проявления феномена "смерти Бога".
В данном контексте выявляется и анализируется, прежде всего, роль метафизики в развитии культуры. Исследуются детали и следствия того обстоятельства, что метафизика строится по образцу открытых органических систем символического обмена, а ее элементы при этом группируются вокруг некоторого особо выделенного "центра". Выдвигается и обосновывается идея об универсальном характере символического "центризма" для западноевропейской культуры. В связи с этим прослеживается связь новоевропейского субъективизма с фундаментальными процессами в культуре и, в первую очередь, с капитализацией стоимости, превращающей ее в "автоматически действующий субъект".
Доказывается, что именно трансцендентальный субъект выступает в качестве субстанции новоевропейской культуры и ее "центра". Устанавливается связь нигилизма с разрушением классической концепции рациональности, настаивающей на принципиальной прозрачности для самосознания, доступности для рефлексии всех аспектов создаваемой человеком культуры. Это означает утрату трансцендентальным субъектом роли контрольной инстанции, с которой должны соотноситься эмпирические субъекты для того, чтобы их действия удовлетворяли требованиям классической концепции рациональности.
Выявляется связь "центризма" метафизики и культуры с "монологическим" характером классического философствования. В свете такой интерпретации разрабатываются и обосновываются исследовательские подходы к истории философии, человеку, обществу, культуре и диалогу культур, основанные на принципах "философии и диалога". В качестве одного из аспектов этой задачи переводятся на русский язык, комментируются и публикуются работы одного из важнейших представителей "диалогического мышления", немецко-американского христианского мыслителя Ойгена Розенштока-Хюсси (1888-1973) - "Бог заставляет нас говорить" (М., 1998), "Избранное: Язык рода человеческого" (М., СПб., 2001).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх