Петров Николай Павлович
|
Другие персоны с фамилией Петров
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 13.05 Кто родился в этот год 1836 |
— инженер-генерал (с 1900).
Из дворян Белозерского уезда Новгородской губ. Образование получил в Константиновском кадетском
корпусе, по окончании которого в июне 1855 произведен в прапорщики лейб-гвардии Финляндского полка
и зачислен в офицерские классы Николаевского инженерного училища (которое окончил в 1857);
одновременно слушал лекции в гражданских высших учебных заведениях Санкт-Петербурга (особый
интерес Петрова вызвали лекции выдающегося ученого-математика М.В.Остроградского). Проявил
блестящие способности в области прикладной механики, самостоятельно сконструировал несколько машин
для Охтинского порохового завода.
В 1865 в чине штабс-капитана командирован на год за границу для усовершенствования в прикладной
механике.
В 1866 стал преподавать в Николаевском инженерном училище и Технологическом институте в
Санкт-Петербурге.
В 1867 за многочисленные научные работы назначен адъюнкт-профессором Николаевской инженерной
академии.
В 1871 избран профессором Технологического института, где читал лекции по теории и устройству
паровых машин и паровозов. Проявил себя как крупный ученый в области железнодорожного транспорта,
автор большого количества научных работ по вопросам подвижного состава железных дорог,
железнодорожного строительства и тяжелого машиностроения. Петров являлся творцом
гидродинамической теории трения при наличии смазывающей жидкости; при помощи им же предложенного
прибора он определил кривые для разных масел и дал тем возможность более длительной эксплуатации
машин. За эту работу он получил Ломоносовскую премию Петербургской АН.
В 1873 Главное общество российских железных дорог пригласило его в состав своих инженеров,
разрешающих технические вопросы, вызванные железнодорожной практикой, и с этого времени началась
деятельность Петров как инженера-практика.
В 1876 общество командировало его на Всемирную выставку в Филадельфию в качестве эксперта или, как
называли его там американцы, судьи.
В августе 1878 получил чин генерал-майора, в августе 1888 — генерал-лейтенанта.
В 1888—92 председатель Временного управления казенных железных дорог. При нем протяженность
казенных железных дорог возросла вдвое, в их состав вошло несколько крупных частных дорог:
Рижско-Вяземская, Курско-Харьково-Азовская, Моршанеко-Сызранская, Либаво-Роменская, было окончено
строительство ряда казенных дорог, строился большой тоннель на Закавказской железной дороге,
началось строительство дороги в наиболее отдаленной окраине России — в Уссурийском крае. Под его
руководством начались работы над проектированием Транссибирской магистрали.
В 1892 назначен директором Департамента железных дорог Министерства путей сообщения и
одновременно председагелем инженерного совета.
В 1892—1900 товарищ министра путей сообщения (при министрах А.К.Кривошеине и кн. М.И.Хилкове).
В апреле 1900 произведен в инженер-генералы и назначен членом Государственного совета, в 1901—05
заседал в Департаменте промышленности и торговли. В реформированном Государственном совете с 1906
являлся присутствующим членом, а в марте 1907 — декабре 1915 председателем 2-го Департамента
Государственного совета, с января 1916 член этого департамента.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх