Пестовский Владимир Алексеевич
|
Другие персоны с фамилией Пестовский
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 01.07 Кто родился в этот год 1886 |
[19.6(1.7).1886, Петербург — 11.1940, Подмосковье (Голицыно); похоронен на
Новодевичьем кладбище в Москве]
— поэт, переводчик, литературный критик.
Родился в семье коллежского советника, энтомолога по образованию. По отцу Пяст
принадлежал к старинному польскому роду, восходившему к королевской фамилии
Пястов, что подчеркнуто в избранном им псевдониме. Имя бабушки Пяста, Анны
Алексеевны Пестовской, было известно в Петербурге 1900-х благодаря ее
просветительской деятельности, в частности организованной ею общественной
«Читальни Пестовской», располагавшейся в том же доме, где прошло детство и
юность Пяста (Литейный, 24). Высококультурная атмосфера, царившая в семье, и
лит. наклонности отца, который, по воспоминаниям Пяста, «писал до сорока лет
плохие русские и отличные латинские стихи, с сорока же лет писал и русские
хорошие» (Автобиография. РНБ. Ф.474), рано раскрыли в Пясте разносторонние
способности. 9-ти лет Пяст по собственному настоянию был определен в 12-ю
Санкт-Петербургскую гимназию; учился увлеченно, отдавая предпочтение физике и
математике; по окончании гимназии в 1904 был отмечен золотой медалью. В
13-летнем возрасте открыл для себя творчество Л.А.Мея (в 1922 опубликовал
статью «Л.А.Мей и его поэзия»). Другим кумиром юности был Э.По. Свое 13-летие
Пяст запомнил как своеобразный жизненный рубеж: «Приблизительно в это же время
сложил я (и записал) первые свои стихи, которые <...> считаю и теперь вполне
настоящими, так как выражали они подлинные и не слышанные ранее поэтические
мысли» (Автобиография).
Знакомство с русским символизмом началось для Пяста со сборника К.Бальмонта
«Горящие здания (Лирика современной души)»: «С первых же строк Бальмонт
завладевает моим существом» (Автобиография). Притягательность творчества По и
восхищение поэтическим мастерством Бальмонта подтолкнули Пяста к развитию в
себе способностей к искусству декламации, которым страстно занимался и его
отец. Вскоре самостоятельные упражнения в художественном чтении увенчались
значительными личными достижениями, позволившими Пяст констатировать, что уже
летом 1903 он стал «одним из первых по времени в России исполнителем стихов
Э.По в переводе Бальмонта» «Ворон» и «Улялюм» (Автобиография).
В 1904 Пяст поступил на математическое отделение физико-математического
факультета Санкт-Петербургского университета. На выбор специальности оказала
влияние прочитанная им статья известного математика Н.В.Бугаева, отца поэта
Андрея Белого («О свободе Воли»). Этот шаг во многом показателен для
формировавшейся личности Пяста, которому и впоследствии была присуща
эмоциональная впечатлительность, сочетающаяся со склонностью к логическому
рассуждению, философии и приверженностью культу человеческой воли. Осенью того
же года Пяст знакомится с 3.Н.Гиппиус, которая приглашает его бывать в ее доме,
где тогда собирался весь литературно-художественный «свет» Петербурга.
Поэтический дебют Пяста состоялся в шестой книге журнала «Вопросы жизни» за
1905. К этому времени он уже знаком с А.Блоком, бывает на знаменитых «средах»
Вяч.Иванова, каждую встречу с которым он на протяжении многих лет воспринимал
как «событие во внутреннем мире» (Автобиография); посещает вечера у
Ф.К.Сологуба и В.В.Розанова. Весной 1906 Пяст слушает курс лекций в Мюнхенском
университете. Несмотря на то, что с этой поездкой в Германию была связана одна
из первых вспышек психического заболевания, обострение которого несколько раз в
жизни приводило его к суицидным попыткам, из Мюнхена Пяст вернулся страстным
поклонником западноевропейской культуры, восторженно откликался об этом периоде
своей жизни, запечатлев его в стихах.
Осенью 1906 Пяст переводится на историко-филологический факультет
(романо-германское отделение), который и оканчивает в 1910.
С 1906 до окончания университета Пяст принимает активное участие в «Кружке
молодых» (объединение молодого поколения символистов — при университете).
В 1906 (совм. с В.П.Лачиновым) подготовил русский перевод «Электры»
Г.Гофмансталя. В 1907 «Электра» была поставлена в театре В.Ф.Комиссаржевской.
Весной 1909 Пяст посещает кружок под названием «Проакадемия стиха»,
собиравшийся на «Башне» Вяч.Иванова; с этого времени серьезно занимается
теорией стихосложения.
Сосредоточенность на идеалистической философии Платона, образах
философско-мистической поэзии Вл. Соловьева; противопоставление идеального
мира, выраженного в мистических образах «Души Мира», «Вечной женственности»,
хаосу и демонизму реальной земной жизни; построение лирических циклов по
принципу единого текста — все это нашло отражение в первом поэтическом сборнике
Пяста «Ограда» (1909). А.Белый писал о поэтическом кредо и образе Пяста: «Очень
чопорный, нервный и бледный; "несет караул перед лозунгами символизма"» (Белый
А. Начало века. М., 1990. С.492). В это же время Пяст публикует статьи о
В.Брюсове, А.Белом, Вяч.Иванове в «Книге о русских поэтах последнего
десятилетия», вышедшей под редакцией М.Гофмана (СПб.; М. 1909).
В начале 1910 Пяст сделал перевод комедии Тирсо де Молина «Дон Хиль Зеленые
штаны», который появился в печати только в 1923 в Берлине. Период 1910-12 для
Пяста был отмечен дружеским и творческим общением с А.Блоком, под влиянием
которого в воззрениях Пяста происходят явные сдвиги; взгляды Пяста были
изложены в статье «Нечто о каноне» (Труды и дни. 1912. №1).
В 1910-х сложился круг интересов Пяста, связанный с изучениеи стихосложения,
декламацией, увлечением шахматами, плаванием и исследованием оккультизма.
В 1911 в московском издательстве «Пегас» выходит его автобиографическая «Поэма
в нонах», написанная в 1908. Пяст, недовольный книгой, которая была напечатана
без согласования с ним, сжег почти весь тираж (др. изд.: Сирин. Сб. 2, 1913;
Заветы. 1913. IX, с цензурными сокращениями).
В 1911-13 Пяст находится под сильным впечатлением от произведений
А.Стриндберга. Преклонение перед талантом и личностью шведского писателя
побудило его к поездке в Стокгольм в 1912, когда пришли тревожные вести о
тяжелой смертельной болезни Стриндберга. Пяст, не допущенный к умирающему
Стриндбергу, передал ему «привет от Блока» и свою «Поэму в нонах» с запиской:
«Августу Стриндбергу, единственному, но больше не одинокому — от молодых
русских поэтов». 14 июля 1912 в Териокском театре «Товарищества актеров,
художников, писателей и музыкантов» на вечере памяти Стриндберга Пяст прочел
доклад о творчестве этого писателя.
С весны 1913 по 1914 Пяст принимал участие в собраниях «Общества поэтов»,
организованных Н.В.Недоброво. Вместе с ним в это общество входили Блок,
Вяч.Иванов, Ю.Верховский, А.Скалдин, Б.Садовской, А.Кондратьев и др. Конец 1913
Пяст считал «эрой своей жизни»: к этому времени относится его первое концертное
выступление с чтением стихов Лермонтова. Декламация становится одной из
основных форм выражения его творчества. В этой сфере он не только предпринимает
попытку создать студию художественного чтения (1919), но и занимается поиском
новаторских приемов декламирования (организация в 1920 вечеров «стихотворения»,
т.е. «"нового творения" стихов в процессе их исполнения» (Автобиография), и
первых вечеров «дуэтной» декламации в 1922).
В 1914 Пяст как историк литературы проявляет интерес к эгофутуризму, читает
доклады об элементах футуризма в поэзии символистов и др.
В период с 1909 по 1917 Пяст пишет стихи, впоследствии составившие вторую книгу
его лирики «Львиная пасть» (Берлин; Пб.; М.: издательство 3.И.Гржебина, 1922).
Почти все стихи этого сб. предварительно были напечатаны в различных
периодических изданиях и альманахах («День», «Любовь к трем апельсинам», «Год
войны», «Бельгийский сборник» и др.).
В 1915 Пяст был призван на фронт ратником 1-го разряда, но из-за вспышки
психического заболевания вскоре был признан негодным к военной службе. Свой
кратковременный опыт казарменной жизни он описал в стихотворении «В казарме
(Начало войны)» (Россия в Слове. Литературное приложение к газете «Воля
народа». 1917. №1). Тогда же работает над поэмой «Грозою дышащий июль», три
отрывка из которой были напечатаны в «Альманахе Муз» (Пб., 1916); в своем
полном объеме поэма так и не была издана.
В 1915-18 внимание Пяста заострено на политических событиях того времени; для
него были характерны оборонческие настроения и союзнический пафос в годы Первой
мировой войны (см. стих. «Бельгия» // Бельгийский сб. Пг., 1915; «Cui prodest».
[1917-?]. РНБ. Ф.622); некоторое время поддерживал политическую программу
меньшевиков; в Февральскую революцию разделял взгляды кадетов; в Октябрьскую
революцию сотрудничал в газете правых эсеров «Воля народа». К этому же периоду
относится работа Пяста над прозаическими произведениями — романами «Круглый
год» (др. название «Чин моей жизни»), «Агнесса Кроль», «Тайные силы», «Эпилог»,
«Рукопись Хляби-на» — все они остались неопубликованными.
Октябрьскую революцию Пяста воспринял категорически отрицательно. Так же
непримиримо относился к литераторам, так или иначе поддержавшим большевистский
переворот, поэтому после выхода в свет поэмы «Двенадцать» порвал отношения с
Блоком до весны 1921, когда им удается восстановить дружеский контакт.
В годы Гражданской войны Пяст живет в одной из комнат петербургского Дома
искусств. После Октября сотрудничает в Институте живого слова, в издательстве
«Всемирная литература», где редактирует сочинения Стриндберга.
В 1920-е Пяст работает как журналист и переводчик; в 1922 выходит его «Третья
книга лирики» (Берлин; Пг.; М.); в 1926 издана хрестоматия «Современный
декламатор», составленная Пястом совместно с Н.Омельянович (М.; Л.); продолжает
заниматься стиховедением и в конце 1920-х пишет книгу «Современное
стиховедение. Ритмика» (Л., 1931). Этот труд представляет собой подробный свод
и анализ практически всех форм русского стиха, обзор теоретических работ по
стиховедению и полемику с их авторами (А.Белым, В.Жирмунским, Б.Томашевским,
Г.Шенгели), а также содержит практический курс для начинающих поэтов.
В 1926 Пяст переехал жить в Москву. В 1929 выходят в свет его мемуары —
«Встречи» (М.) где Пяст подробно описывает свой путь в литературе.
В февр. 1930 Пяст был репрессирован и сослан сначала в Архангельск, а затем в
г.Кадников (Вологодская обл.) сроком на 3 года. По воспоминаниям О.В.Синакевич,
познакомившейся с ним в Кадникове, Пяст «на вопрос, как он попал в ссылку,
<...> отвечал обычно: Был у приятеля на именинах, во время чаепития пришли
чекисты, произвели обыск и забрали — и именинника, и гостей: "неразрешенное
собрание"...» (РНБ. Ф. 163).
В 1933 сослан в Одессу; здесь он женился на К.И.Стояновой.
В 1936 вернулся в Москву.
Пяст, в течение всей жизни считавшийся «последним! воинствующим символистом»,
перед смертью, наступившей от заболевания раком, написал: «К символистам я не
принадлежу, а я без направления модернист, считающий себя импрессионистом, а
следовательно, реалистом» (Фоогд-Стоянова Т. Восемнадцать писем В.А.Пяста.
Studi in onore di Ettore Lo Gatto e Giovanni Maver. Roma, 1962. S.696).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх