AZ-libr.ру

информационный портал





Пеленягрэ Виктор Иванович
[22.03.1959]

  Другие персоны с фамилией Пеленягрэ
Другие персоны с именем Виктор
Кто родился в этот день 22.03
Кто родился в этот год 1959

       [22.3.1959, с. Згурица Дрокиевского р-на Молдавской ССР]
       — поэт, прозаик, драматург, эссеист.
       Потомок римских легионеров; на основании фамильного прозвания (в пер. с молдавского — «черноногий») и собственного таланта свое родословие Пеленягрэ возводит к сосланному в Бессарабию поэту А.С.Пушкину. Сын зажиточного винодела. После окончания школы Пеленягрэ переехал в Калугу, где окончил СГТУ №68 по специальности каменщик и филологический факультет Калужского педагогического института. После недолгой работы сельским учителем поступил в Литературный институт и в 1988 с отличием его окончил. «Груз учености нисколько не мешал ему быть зачинщиком упоительных оргий, великосветским денди и частым собутыльником самых блестящих умов своего времени» (Моро И.— С.5).
       С 1989 зарабатывал на жизнь игрой в казино и культуртрегерством: редактор издательства «Голос» (1991-93), один из составителей 16-томника «Зарубежный детектив» и незавершенной «Всемирной литературной коллекции». Принимал деятельное участие в становлении ряда бульварных изданий — газеты «Ночное рандеву», московского журнала «Москвариум» и мальтийского «Островитянин». «Кем только я не побывал! Продажным репортером, игроком, издателем, куплетистом... Уж лучше бы я оставался каменотесом!» (Здесь и далее неотмеченные цитаты принадлежат самому Пеленягрэ). С середины 1980-х пишет для эстрады; песни Пеленягрэ исполняют многие популярные певцы. Автор ряда суперхитов конца XX в.: «Девочка», «Я вышла на Пикадилли», «Акапулько», «Монолог», «Мои финансы поют романсы» и др. Шлягер «Как упоительны в России вечера» был выдвинут Пеленягрэ на конкурс по созданию национального гимна Российской Федерации. Живет в Москве, ведя респектабельный образ жизни высокооплачиваемого поэта-текстовика; член Союза российских писателей.
       Совместно с В.Ю.Степанцовым Пеленягрэ 22 дек. 1988 учредил Орден Куртуазных Маньеристов (ОКМ) и возвел себя в сан архикардинала. Создатель куртуазного маньеризма как литературного направления, Пеленягрэ сформулировал его теоретические основы и дал примеры для подражания программными стих. «Женщина у зеркала» и «Гувернантка из Курска». Участник всех поэтических сборников ОКМ — «Волшебный яд любви» (1990), «Любимый шут принцессы Грезы» (1992), «Пленники Афродиты» (1992, тираж уничтожен), «Езда в остров Любви» (1993), «Красная книга Маркизы» (1995), «Триумф непостоянства» (1997), «Отстойник вечности» (1998; проза), «Клиенты Афродиты» (1998), «Услады киборгов» (1999).
       К началу 1996 стихи Пеленягрэ были переведены на 16 языков (Библиография. 1996. №3. С.79). Поэзию Пеленягрэ отличает просодическая гибкость при строжайшем следовании версификационным канонам; совокупность написанного им следует рассматривать как свод исповедального лироэпоса. Обладая гениальным даром поэтического перевоплощения, Пеленягрэ поставил своей целью дописать историю мировой поэзии: он побывал древнеримским стихотворцем Луканом, средневековым японцем Рубоко Шо, рафинированным в своей извращенности поэтом-имморалистом Фрэнсисом Ли Стюартом; ряд поэтических образов, созданных Пеленягрэ для составляемой им «Антологии мировых иллюзий», еще не опознан. Рассматривая мистификацию как высшую стадию реминисценции, Пеленягрэ считает более достоверным и целесообразным восполнять белые пятна истории всемирной литературы не теоретическими измышлениями литературоведов, а создаваемыми его гением вполне реальными персонажами.
       Мистификаторские наклонности Пеленягрэ вкупе с его идеализацией просвещенного абсолютизма привели к тому, что Пеленягрэ был фактически изгнан из ОКМ за мародерство. Воспользовавшись неизданным текстом покойного поэта-песенника Е.Крылова, Пеленягрэ снабдил его рефреном: «А в чистом поле / Система "Град" — / За нами Путин / И Сталинград!» и опубликовал под своим именем; скандал получил огласку в печати. На протяжении почти года эта песня заполняла едва ли не все эфирные паузы; по мнению одного из слушателей, «большего блядства в истории русской литературы еще не было» (Жуков О. Бормотуха от Белого Орла // Советская Россия. 2002. №97. 9 авг. С.2). Ввиду того, что отрешить основателя ОКМ от его детища было организационно сложно, Орден Куртуазных Маньеристов был преобразован в Орден киберманьеристов, куда Пеленягрэ приглашен не был. В свою очередь и сам Пеленягрэ неоднократно становился жертвой проходимцев, пытавшихся выступать в провинции или за границей под его именем, а также присвоить авторство его текстов; последний по времени случай подобного рода произошел на поэтическом фестивале в Лондоне (Не было «веселого соавторства» // Русская мысль. Париж. 2005. №24(4557). 23-29 июня. С.9).
       В сольных публичных выступлениях Пеленягрэ жаловался на бывших собратьев по Ордену, якобы завидующих его материальному благосостоянию как автора шлягеров, в ответ на что псевдозавистники запустили в информационное пространство мифологему о том, что мнимым финансовым успехам Пеленягрэ обязан не удачной карточной игре и поэтическому творчеству, а виагре и знакомству с состоятельными старушками (В.Степанцов. «Другу-маньеристу»). Подобное неосновательное подозрение было основано на проповедуемых Пеленягрэ нравственных ценностях: искренне полагая, что «даже мерин сивый в душе желает жизни изящной и красивой», Пеленягрэ рассматривает куртуазный маньеризм не только в качестве имманентной эстетической категории, но и проповедует его в качестве эталона здорового образа жизни. «Единственный же урок, который должен извлечь из его поэзии читатель, возвращает нас к моральному кодексу римского императора Сарданапала: пока жив, наслаждайся, ешь, пей, занимайся любовью, все равно умрем, а там — пустота» (Моро И. — С.6). По мнению Пеленягрэ, куртуазный маньеризм должен стать теоретической основой оздоровления общества в целом, он должен быть признан в качестве официальной государственной идеологии в недалеком будущем, фактически являясь таковой уже достаточно продолжительное время, заполнив собой вакуум, образовавшийся в коллективном бессознательном после исчезновения коммунистических и демократических иллюзий. Рассматривая идеальное государство как симфонию просвещенного абсолютизма с куртуазным маньеризмом, «гений чистой красоты» Пеленягрэ сам остается чуждым каким-либо культуртрегерским наклонностям — он «к народу снисходителен, хотя не только не понимает народ, но и не желает его понимать» (Искусство прекраснее жизни. С.83). Пеленягрэ «избрал в жизни, как и в искусстве, судьбу тотального гедониста, для которого высшее благо — наслаждение» (Там же).
       В сознании читателей запечатлелся «колоритный облик темпераментного и громогласного южанина, остроумного, жизнерадостного атлета, добродушного гурмана и бонвивана, пылкого, сентиментального, подверженного всем соблазнам этого мира» (Моро И.— С.7). В предисловии к одному из сборников Пеленягрэ Дж.К.Оутс сказала о нем: «Это один из самых обаятельных мужчин, с кем когда-либо мне довелось познакомиться» (цит. по: Библиография. 1996. №3. С.79). Л.Вайкуле полагает, что лишь благодаря Пеленягрэ смог в полной мере раскрыться ее талант: «Я не могу петь ни о чем. С появлением в моей жизни поэта Виктора Пеленягрэ я наконец-то имею "живые" человеческие тексты. Моя мечта с 17-ти лет — петь от лица женщины. Теперь она воплотилась!» (Вайкуле Л. Я всегда фотографируюсь только до пояса // Книжное обозрение. 1999. №29 (1907). С.23). Журналист И.Свинаренко считает Пеленягрэ одним из самых занимательных собеседников, потому что «он сильно умный и разговаривает только про успех». Стихи Пеленягрэ вошли в антологии «Строфы века» (сост. Е.А.Евтушенко. М., 1995) и «Фривольная поэзия» (сост. А.В.Добрынин. М., 2002).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:25:34 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"