Пеленягрэ Виктор Иванович
|
Другие персоны с фамилией Пеленягрэ
Другие персоны с именем Виктор Кто родился в этот день 22.03 Кто родился в этот год 1959 |
[22.3.1959, с. Згурица Дрокиевского р-на Молдавской ССР]
— поэт, прозаик, драматург, эссеист.
Потомок римских легионеров; на основании фамильного прозвания (в пер. с молдавского — «черноногий»)
и собственного таланта свое родословие Пеленягрэ возводит к сосланному в Бессарабию поэту
А.С.Пушкину. Сын зажиточного винодела. После окончания школы Пеленягрэ переехал в Калугу, где
окончил СГТУ №68 по специальности каменщик и филологический факультет Калужского педагогического
института. После недолгой работы сельским учителем поступил в Литературный институт и в 1988 с
отличием его окончил. «Груз учености нисколько не мешал ему быть зачинщиком упоительных оргий,
великосветским денди и частым собутыльником самых блестящих умов своего времени» (Моро И.— С.5).
С 1989 зарабатывал на жизнь игрой в казино и культуртрегерством: редактор издательства «Голос»
(1991-93), один из составителей 16-томника «Зарубежный детектив» и незавершенной «Всемирной
литературной коллекции». Принимал деятельное участие в становлении ряда бульварных изданий —
газеты «Ночное рандеву», московского журнала «Москвариум» и мальтийского «Островитянин». «Кем
только я не побывал! Продажным репортером, игроком, издателем, куплетистом... Уж лучше бы я
оставался каменотесом!» (Здесь и далее неотмеченные цитаты принадлежат самому Пеленягрэ). С
середины 1980-х пишет для эстрады; песни Пеленягрэ исполняют многие популярные певцы. Автор ряда
суперхитов конца XX в.: «Девочка», «Я вышла на Пикадилли», «Акапулько», «Монолог», «Мои финансы
поют романсы» и др. Шлягер «Как упоительны в России вечера» был выдвинут Пеленягрэ на конкурс по
созданию национального гимна Российской Федерации. Живет в Москве, ведя респектабельный образ
жизни высокооплачиваемого поэта-текстовика; член Союза российских писателей.
Совместно с В.Ю.Степанцовым Пеленягрэ 22 дек. 1988 учредил Орден Куртуазных Маньеристов (ОКМ) и
возвел себя в сан архикардинала. Создатель куртуазного маньеризма как литературного направления,
Пеленягрэ сформулировал его теоретические основы и дал примеры для подражания программными стих.
«Женщина у зеркала» и «Гувернантка из Курска». Участник всех поэтических сборников ОКМ —
«Волшебный яд любви» (1990), «Любимый шут принцессы Грезы» (1992), «Пленники Афродиты» (1992,
тираж уничтожен), «Езда в остров Любви» (1993), «Красная книга Маркизы» (1995), «Триумф
непостоянства» (1997), «Отстойник вечности» (1998; проза), «Клиенты Афродиты» (1998), «Услады
киборгов» (1999).
К началу 1996 стихи Пеленягрэ были переведены на 16 языков (Библиография. 1996. №3. С.79). Поэзию
Пеленягрэ отличает просодическая гибкость при строжайшем следовании версификационным канонам;
совокупность написанного им следует рассматривать как свод исповедального лироэпоса. Обладая
гениальным даром поэтического перевоплощения, Пеленягрэ поставил своей целью дописать историю
мировой поэзии: он побывал древнеримским стихотворцем Луканом, средневековым японцем Рубоко Шо,
рафинированным в своей извращенности поэтом-имморалистом Фрэнсисом Ли Стюартом; ряд поэтических
образов, созданных Пеленягрэ для составляемой им «Антологии мировых иллюзий», еще не опознан.
Рассматривая мистификацию как высшую стадию реминисценции, Пеленягрэ считает более достоверным и
целесообразным восполнять белые пятна истории всемирной литературы не теоретическими
измышлениями литературоведов, а создаваемыми его гением вполне реальными персонажами.
Мистификаторские наклонности Пеленягрэ вкупе с его идеализацией просвещенного абсолютизма привели
к тому, что Пеленягрэ был фактически изгнан из ОКМ за мародерство. Воспользовавшись неизданным
текстом покойного поэта-песенника Е.Крылова, Пеленягрэ снабдил его рефреном: «А в чистом поле /
Система "Град" — / За нами Путин / И Сталинград!» и опубликовал под своим именем; скандал получил
огласку в печати. На протяжении почти года эта песня заполняла едва ли не все эфирные паузы; по
мнению одного из слушателей, «большего блядства в истории русской литературы еще не было» (Жуков
О. Бормотуха от Белого Орла // Советская Россия. 2002. №97. 9 авг. С.2). Ввиду того, что отрешить
основателя ОКМ от его детища было организационно сложно, Орден Куртуазных Маньеристов был
преобразован в Орден киберманьеристов, куда Пеленягрэ приглашен не был. В свою очередь и сам
Пеленягрэ неоднократно становился жертвой проходимцев, пытавшихся выступать в провинции или за
границей под его именем, а также присвоить авторство его текстов; последний по времени случай
подобного рода произошел на поэтическом фестивале в Лондоне (Не было «веселого соавторства» //
Русская мысль. Париж. 2005. №24(4557). 23-29 июня. С.9).
В сольных публичных выступлениях Пеленягрэ жаловался на бывших собратьев по Ордену, якобы
завидующих его материальному благосостоянию как автора шлягеров, в ответ на что псевдозавистники
запустили в информационное пространство мифологему о том, что мнимым финансовым успехам Пеленягрэ
обязан не удачной карточной игре и поэтическому творчеству, а виагре и знакомству с состоятельными
старушками (В.Степанцов. «Другу-маньеристу»). Подобное неосновательное подозрение было основано на
проповедуемых Пеленягрэ нравственных ценностях: искренне полагая, что «даже мерин сивый в душе
желает жизни изящной и красивой», Пеленягрэ рассматривает куртуазный маньеризм не только в качестве
имманентной эстетической категории, но и проповедует его в качестве эталона здорового образа жизни.
«Единственный же урок, который должен извлечь из его поэзии читатель, возвращает нас к моральному
кодексу римского императора Сарданапала: пока жив, наслаждайся, ешь, пей, занимайся любовью, все
равно умрем, а там — пустота» (Моро И. — С.6). По мнению Пеленягрэ, куртуазный маньеризм должен
стать теоретической основой оздоровления общества в целом, он должен быть признан в качестве
официальной государственной идеологии в недалеком будущем, фактически являясь таковой уже
достаточно продолжительное время, заполнив собой вакуум, образовавшийся в коллективном
бессознательном после исчезновения коммунистических и демократических иллюзий. Рассматривая
идеальное государство как симфонию просвещенного абсолютизма с куртуазным маньеризмом, «гений
чистой красоты» Пеленягрэ сам остается чуждым каким-либо культуртрегерским наклонностям — он «к
народу снисходителен, хотя не только не понимает народ, но и не желает его понимать» (Искусство
прекраснее жизни. С.83). Пеленягрэ «избрал в жизни, как и в искусстве, судьбу тотального гедониста,
для которого высшее благо — наслаждение» (Там же).
В сознании читателей запечатлелся «колоритный облик темпераментного и громогласного южанина,
остроумного, жизнерадостного атлета, добродушного гурмана и бонвивана, пылкого, сентиментального,
подверженного всем соблазнам этого мира» (Моро И.— С.7). В предисловии к одному из сборников
Пеленягрэ Дж.К.Оутс сказала о нем: «Это один из самых обаятельных мужчин, с кем когда-либо мне
довелось познакомиться» (цит. по: Библиография. 1996. №3. С.79). Л.Вайкуле полагает, что лишь
благодаря Пеленягрэ смог в полной мере раскрыться ее талант: «Я не могу петь ни о чем. С появлением в
моей жизни поэта Виктора Пеленягрэ я наконец-то имею "живые" человеческие тексты. Моя мечта с 17-ти
лет — петь от лица женщины. Теперь она воплотилась!» (Вайкуле Л. Я всегда фотографируюсь только до
пояса // Книжное обозрение. 1999. №29 (1907). С.23). Журналист И.Свинаренко считает Пеленягрэ одним
из самых занимательных собеседников, потому что «он сильно умный и разговаривает только про успех».
Стихи Пеленягрэ вошли в антологии «Строфы века» (сост. Е.А.Евтушенко. М., 1995) и «Фривольная
поэзия» (сост. А.В.Добрынин. М., 2002).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх