AZ-libr.ру

информационный портал





Панова Вера Фёдоровна
[20.03.1905-03.03.1973]

  Другие персоны с фамилией Панова
Другие персоны с именем Вера
Кто родился в этот день 20.03
Кто родился в этот год 1905

       [7(20).3.1905, Ростов-на-Дону — 3.3.1973, Ленинград; похоронена в пос. Комарово под Петербургом]
       — прозаик.
       Отец Пановой — помощник бухгалтера в одном из ростовских банков, происходил из богатой, но разорившейся купеческой семьи. Мать — учительница музыки. Детство и юность будущей писательницы, оставшейся без отца и почти без средств к существованию, прошли в нужде. Вместе с тем о Ростове, своем родном городе, она сохранила нежные воспоминания, отразившиеся в ее произведениях. В то же время ростовский обыватель привил ей отвращение к мещанству, торгашеству, нечистому быту, меркантильным отношениям между людьми. Неудивительно, что разоблачение мещанства прошло через все ее творчество, в т.ч. в «Спутниках», «Кружилихе», «Сентиментальном романе», «Временах года» и др. Поступив в гимназию, Панова не смогла ее окончить из-за нужды, угнетавшей семью, и должна была искать самостоятельных заработков. Сначала это были репетиторские уроки, а затем работа в редакции ростовской газете «Трудовой Дон».
       Журналистика на долгие годы становится основным занятием Пановой. Занимаясь журналистикой, она познакомилась в редакциях газет с Н.Погодиным, Вл.Ставским, Ю.Юзовским, А.Фадеевым. В Ростов приезжали Вл.Маяковский, А.Мариенгоф, С.Есенин, А.Луначарский.
       С середины 1920-х Панова регулярно печатается в газете «Трудовой Дон», «Молодежь Дона», «Советский Юг» и др. Под псевдонимом В.Старосельская (по фамилии мужа), а затем — Вера Вельтман, напоминавшем о полузабытом писателе XIX в., Панова опубликовала много корреспонденции, очерков, статей, фельетонов. Причем фельетоны оказались у молодой писательницы наиболее удачными («Три исходящие», «Непризнанный гений», «Ветеринария по-черниговски», «Верховный жрец», «Фиговый листок», «Столичный литератор»). Эти публикации принесли ей первую, хотя и местную известность. Не прошли они бесследно и для более позднего творчества, оставив свой след в виде тонкой иронии, юмора, которые будут свойственны мн. ее знаменитым впоследствии произведениям.
       Зимой 1934/35 произошел трагический перелом — был арестован по ложному обвинению ее второй муж Б.Вахтин, и Панова, боясь преследований, перебралась с детьми на Украину в с.Шишаки Полтавской обл. Там она пишет оказавшуюся, впрочем, неудачной трагедию в стихах о борьбе испанских республиканцев с франкистами.
       Интерес к драматургии оказался сильным и творчески проявлялся на протяжении всей ее писательской деятельности. Когда в 1933 Панова приехала в Ленинград, она всерьез занялась проблемами театра. В довоенных пьесах «Илья Косогор» (1939), «В старой Москве» (1940) Панова обратилась к предреволюционным годам — к изображению мещанско-обывательского быта, оказавшегося живучим и в последующую эпоху. Пьеса «В старой Москве» была поставлена в Москве Ю.Завадским, а в Ленинграде ее репетировали перед войной в Театре им. А.Пушкина (реж. Л.Вивьен).
       Великую Отечественную войну Панова встретила в Пушкине (под Ленинградом) и до прихода немцев эвакуироваться не успела. С ребенком (двое детей оставались в Шишаках на Украине) Панова с тяжкими бедствиями добралась до украинского села. Впечатления от этого драматичного пути впоследствии отрзились в ее пьесе «Метелица» (1942, под названием «Военнопленные», 2-я ред.— 1957) и в последней автобиографической повести «О моей жизни, книгах и читателях». В селе, на оккупированной территории, Панова познала на собственном опыте всю глубину народных бедствий. Она вышла из этого испытания нравственно закаленной и полной новых замыслов.
       В конце 1943 ей удалось с Украины перебраться в Пермь. Этот город сыграл в ее жизни большую роль, поскольку именно там, в редакции газеты, она получила задание поехать корреспондентом в «образцовом» санитарном поезде, чтобы написать брошюру об опыте работы его персонала. Но еще до отъезда в прифронтовую полосу Панова написала небольшую повесть «Семья Пирожковых» (1944) — потом, в новой редакции, она стала известна под названием «Евдокия» (1957; по повести был снят одноименный фильм). Панова склонна была считать это произведение своим подлинным литературным дебютом, так как, по ее словам, именно «Евдокию» она впервые писала свободно и в настоящей своей манере. Тогда же в Перми Панова начала писать большой роман о заводской жизни, о рабочем поселке Мотовилиха. Через несколько лет этот роман стал известен читателям под названием «Кружилиха» (1947). В разгар работы она и отправилась по заданию редакции на санитарном поезде №312. Среди врачей, медсестер, раненых она провела около 2 месяцев. За это время поезд совершил 4 рейса, во время которых под стук колес и начала создаваться повесть «Спутники» (1946) — лучшее произведение Пановой, принадлежащее к классике литературы советского периода. Панова была принята в СП.
       С повести «Спутники» началась подлинная, большая известность писательницы. Панова сумела создать небольшую, но выразительную галерею характеров. Каждому из основных героев посвящены отдельные главки: «Данилов», «Лена», «Доктор Белов», «Юлия Дмитриевна». По своему построению «Спутники» представляют собою как бы цепь законченных портретных новелл, которые незаметно для читателя, вместе с изменяющимся фокусом авторского повествования, создают целостный, достаточно масштабный художественный организм. Судьбы героев Пановой драматичны и неизменно даны в перспективе их жизненного развития: живя в настоящем, они раскрывают свою душу, обращаясь к воспоминаниям о прошлом, а их мечты о будущем, очень разные, тоже по-своему дают проекцию дальнейшего возможного пути в послевоенной жизни. Книга подкупает тонким психологизмом, выразительностью портретных деталей, абсолютной психологической правдивостью и напряженным внутренним авторским лиризмом, впервые с такой силой проявившимся в манере писательницы. В повести нет центрального героя, но есть главный мотив, который соединяет в единое целое все характеры, все разрозненные внешне судьбы. Этот главный мотив можно назвать ощущением, переживанием и передачей в художественном слове самого потока времени. Не случайно 3 части «Спутников» озаглавлены «Ночь», «Утро», «День», что в конкретном худож. воплощении имеет одновременно и обобщенный, символический характер. Заключительная часть «Спутников» — «День» — знаменует собою своего рода итог и предчувствие финала, т.е. конца войны, и наступление нового времени в жизни государства — его послевоенного дня.
       Роман «Кружилиха» (1947), написанный раньше «Спутников», вызвал большой интерес как своего рода разновидность широко распространенного в советской литературе «производственного» романа. Главный конфликт «Кружилихи», развертывающийся между директором завода Листопадом и профсоюзным лидером Уздечкиным, лежит в отличие от большинства «производственных» романов почти исключительно в нравственной сфере. Именно эта сторона произведения вызывала в тогдашней критике, на многочисленных обсуждениях наибольшие сомнения и противоречивость в оценках. Но Панова была в «Кружилихе» верна себе: ее всегда интересовали и волновали нравственные проблемы. Все «производственное» (так же как в «Спутниках» «военное») зависело от нравственности людей, от следования этическим нормам, от богатства или обедненности человеческой личности.
       От изображения заводской жизни Панова перешла (что было неожиданностью не только для читателей, но и для критики) к изображению совр. деревни. Она и сама, будучи сугубо городским человеком, поначалу сомневалась в успехе начатого ею дела. Чтобы ближе познакомиться с сельской жизнью послевоенного села, она поехала в один из животноводческих совхозов. И все же в основе ее впечатлений, ее знаний о людях деревни лежали переживания, связанные с тем украинским с.Шишаки, где она жила временами до войны и где перенесла тяготы оккупации.
       В «Ясном береге» (1949) впервые у Пановой проникновенно показана русская природа и передана сама атмосфера деревенской действительности. В том животноводческом совхозе, где Панова провела некоторое время для сбора материала, она встретилась с человеком, послужившим ей когда-то прототипом для Данилова из «Спутников». Эта встреча повлекла за собою воспоминания о войне, а также необходимость так или иначе включить военную память, ее незарубцевавшиеся раны в свое повествование. Однако общая тональность повести, овеянная дыханием недавней победы и надеждами на будущее, была оптимистичной и светлой. Конфликты, уже вырисовывавшиеся в то время в сельской жизни, почти не задели внимания писательницы, да и общие требования к литературе («теория бесконфликтности») не располагали к жесткому анализу социальных явлений. Литература вплотную займется этими проблемами в недалеком будущем. Но характерно, что критика, в общем положительно оценившая повесть («Ясный берег», как и «Спутники» и «Кружилиха», получил Сталинскую премию), все же упрекала автора в сглаженности жизненных противоречий, в «голубизне» и некоторой сентиментальности повествования.
       В «Ясном береге» в одной из главок появился 5-летний мальчик Сережа — ему и предстояло стать главным героем повести, появившейся через несколько лет,— «Сережа» (1955). К.Чуковский назвал эту книгу «классическим» произведением в литературе о детях. Вполне возможно, что образ ребенка был толчком к разработке темы поколений в романе «Времена года» (1953). В отличие от «Ясного берега» в нем подняты острые проблемы общественной морали и затронуты социальные противоречия; уже начавшие волновать многих писателей. Анализируя тот тип молодежи, который представлен в образе Геннадия Куприянова, Панова в сущности впервые обратила общественное внимание на истоки равнодушия и скептицизма, свойственные части юношества. Она увидела здесь совершенно реальную опасность. Критика не сразу по достоинству оценила эти попытки вторгнуться в сложнейшие проблемы общественной морали. Писательницу нередко упрекали, анализируя роман, за пристрастие к «вечным» проблемам и к «вневременной человечности», в абстрактном гуманизме и т.д. Это было несправедливо и шло вразрез с самим романом, нацеленным на познание современности (о чем Панова говорила в интервью, статьях и заметках).
       После романа «Времена года» (романа о молодежи) Панова обратилась к изображению старшего поколения «Сентиментальный роман» (1958) образует вместе с «Временами года» как бы своеобразную, впрочем не предусматривавшуюся автором, дилогию на тему «отцы и дети». Это автобиографическое повествование, где Панова пишет о юности, о Ростове, о молодежных спорах своего времени. Естественно, что роман, названный самим автором сентиментальным, проникнут чувством сильнейшего лирического переживания. Возвращение в юность дало возможность лирической манере писательницы полностью реализовать себя. Роман плотно насыщен реалиями 1920-х. Автор не обходит тогдашних противоречий, но все же юность, с ее чистотой и бескорыстностью, с ее общественным темпераментом, является главным героем произведения. «Сентиментальный роман» критика по праву ставила в один ряд с широко развивавшейся в те годы в советской литературе «лирической прозой» («Дневные звезды» О.Берггольц и др.).
       В последние годы жизни в своем исследовательском пафосе «истоков» Панова пошла еще дальше — в глубь истории Она пишет исторические рассказы о Древней Руси (княгиня Ольга), о периоде Смуты, об Иване Грозном. Все эти вещи были собраны в книге «Лики на заре» (1966). По ее словам, она использовала в своих исторических картинах и портретах «технику мозаики» Из отдельных фрагментов прошлого складывалась в целом выразительная панорама давних времен. Произведения полны аллюзий и аналогов. Панова подталкивала читателей к размышлениям сопоставительного характера. Главнейшей и остро актуальной темой ее «мозаик» была проблема власти и народа, тирании и моральной ответственности перед государством и нацией. Последним произведением Пановой стала книга «О моей жизни, книгах и читателях», опубликованная в 1975, уже после смерти писательницы.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:21:40 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"