Панарин Александр Сергеевич
|
Другие персоны с фамилией Панарин
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 26.12 Кто родился в этот год 1940 |
- специалист в области политологии; доктор философских наук, профессор
Род. в г.Горловка Донецкой обл.
Окончил философский факультет МГУ (1966), и аспирантуру (1971).
Работал ассистентом на кафедре философии МИНХ (1966-1968; 1972-1975),
затем - старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой управления, деканом факультета экономики и управления ИПК руководящих работников и специалистов Миннефтехимпрома СССР (1976-1984).
С 1984 - в ИФ АН СССР (ныне РАН): старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник, заведующий сектором социальной философии ИФ РАН (с 1989), заведующий кафедрой политологии МГУ (с 1992).
Кандидатская диссертация - "Критика социальной доктрины Жана Фурастье" (1974).
Докторская диссертация - "Современный цивилизационный процесс и феномен неоконсерватизма" (1991).
Работы Панарина посвящены проблемам философской политики, философии культуры, философии истории, анализу зарубежных идеологических течений, современного реформационному процессу в России. Он выдвигает положение о том, что в гуманитарных науках происходит изменение картины мира, аналогичное переходу от классической к квантовой физике. Взамен линейной, подчиненной "непреложным закономерностям" истории в социальной философии осваиваются принципы неопределенности, нелинейности, стохастичности, являющиеся основанием риска и свободы.
Политика при этом определяется Панариным как особый тип рисковой деятельности, посредством которой люди перерешают свою судьбу и меняют свой статус в обществе. В философии истории и философии культуры Панарин подчеркивает возрастание экзогенных факторов, связанных с взаимовлиянием цивилизаций, с диалогом мировых культур. Полемизируя с представлениями о "конце истории", Панарин подчеркивает, что "вулкан истории" продолжает "дышать", образуя новые социальные миры, новые модели общественного развития.
В новых работах Панарина исследован процесс глобализации, подчеркивая ее асимметричность.
Во-первых, глобализуются элиты, постепенно ускользая от национального контроля, тогда как массы, напротив, нередко теряют свое прежнее большое цивилизационное пространство под влиянием этнических расколов и автономизаций.
Во-вторых, глобализация оборачивается "американизацией" мира - навязыванием ему стандартов американской массовой культуры и "нейтрализацией" национальных ценностей.
Обе эти черты глобализации ставят под вопрос многие достижения демократия, модерна - такие, как демократия, суверенитет народа, контролирующего свои правящие элиты, национальный суверенитет, социальная защищенность от давления рыночного "естественного отбора".
Панарин предупреждает об опасности нового элитаризма, расизма, социал-дарвинизма, связанных с ограничением прерогатив национальной политики, культуры и морали в пользу бесконтрольных наднациональных инстанций и механизмов глобального рыночного отбора.
Впервые в научной литературе Панарин разработал методологию глобального политического прогнозирования, объектом которого является качественно иное будущее. С одной стороны, он показывает, почему в нашу эпоху "пределов роста" и других ограничений линейной динамики будущему предстоит быть качественно иным, с другой, он предложил свои процедуры открытия такого будущего. Ключевым здесь является понятие дискретности исторического времени, обозначающее тот разрыв между порядком прошлого и порядком будущего, между которыми таится хаос. Именно с хаосом связаны как новые риски, так и принципиально новые возможности; в этом смысле он является предпосылкой исторического творчества. Предвидение итогов такого творчество возможно в том случае, если мы прошлое интерпретируем как фазу вызова, а будущее - как фазу закономерной реакции ответа.
Оценивая статус восточноевропейской (православной) цивилизации в глобальном мире, Панарин выдвигает гипотезу о превращении Европы из "двуосной" (романо-германской) в "трехосную" (славяно-романскую) и становлении новой Большой Европы как самостоятельного центра силы, препятствующего реставрации биополярной структуры мира, контролируемого такими сверхдержавами, как США и Китай. Вовлечение православного региона в Большую Европу будет сопровождаться реконструкцией прежней модели социального бытия: переходом от цивилизации обмена к цивилизации дара и дарения. За видимостью эквивалентного обмена прячутся такие неоплачиваемые морально-психологические инвестиции, как самоценное творчество, бескорыстная инициатива, человеческая солидарность и участие. Без этих скрытых инвестиций цивилизация в грядущем глобальном мире означает реабилитацию "архаики" самоценного творческого дарения, без которого перспектива информационного общества, основанного на духовном производстве и творчестве, оказалась бы закрытой. В этом и состоит российская альтернатива американизированному миру обмена.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх