Панченко Николай Васильевич
|
Другие персоны с фамилией Панченко
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 09.04 Кто родился в этот год 1924 |
[9.4.1924, Калуга]
— поэт, прозаик, переводчик, публицист.
Родился в семье преподавателя математики, атмосфера в семье способствовала раннему пробуждению
творческих способностей. «Еще до школы пристрастился к Пушкину... К тому же времени относятся
ранние стихотворные опыты. Поэтическими образами думал, кажется мне, всегда» (из письма). Первая
публикация — в местной газете (1938). Участник Великой Отечественной войны, служил в пехоте,
авиации. На передовой вступил в Коммунистическую партию (вышел из ее рядов в 1990). В послевоенные
годы редактировал калужскую молодежную газету «Молодой ленинец», был подвергнут критике за
организацию молодежного клуба «Факел», после чего работал на конвейере на заводе
автомотоэлектрооборудования. В качестве редактора областного книжного издательства явился
инициатором выпуска известного альманаха «Тарусские страницы» (1961), за что вновь подвергся
критике.
С 1961 — в Москве.
Первая книжка стихов — «Теплынь» (М., 1958). Широкую известность получила «Баллада о золе» («Если
порох золой пересыпать, / он не взорвется. / Не будет выстрела. / Пуля застрянет в стволе»),
воспринимавшаяся в традиции революционно-романтических баллад о верности долгу и призыву (под
«золой» подразумевались инертные, уклоняющиеся от исполнения гражданского долга люди). При всей
яркости и афористичности этого произведения автор никогда более его не перепечатывал, считая,
очевидно, трактовку темы чересчур прямолинейной, к тому же, по свидетельству автора, стих, было
основательно искажено цензурой. Вместе с тем еще на фронте Панченко была написана гораздо более
органичная (можно сказать: ключевая) для него «Баллада о расстрелянном сердце» (1944; впервые
опубликована: лишь в 1967, в журнале «Звезда Востока». №3. С.77-79). При всем драматизме этого стих,
можно сказать, что в значительной мере оно построено на игре слов — двух значений глагола
«расстрелять». Можно расстрелять приговоренного к смерти, можно — обойму или боезапас, именно так,
поневоле, «расстреливает» свое сердце, убивая других, солдат: «Не свист свинца — в свой каждый
выстрел / ты сердца вкладывал кусок. / Ты растерял его, солдат. / Ты расстрелял его, солдат». Как
отмечал С.Чупринин, военные стихи Панченко «прочитывались в одном смысловом и
художественно-психологическом контексте с лирикой А.Межирова, Б.Слуцкого, Д.Самойлова,
С.Наровчатова, Ю.Левитанского, М.Луконина, с "окопной прозой" ярко заявивших о себе В.Быкова,
Г.Бакланова, Ю.Бондарева, К.Воробьева... Уступая, быть может, некоторым своим сверстникам-поэтам в
живописной яркости батальных сцен или в чеканной афористичности художественного обобщения,
Николай Панченко как никто, на мой взгляд, силен в рассказе о том, что творилось в душе солдата, в
душе юноши, вынужденного быть беспощадным мстителем, но вопреки всему тянувшегося к милосердию,
к свету, к целомудренной и чистой любви» (в кн.: Панченко Н. Стихи. М., 1983. С.5).
Последующие поэтические книги Панченко («Лирическое наступление»: Стихи и поэмы. Калуга, 1960;
«Обелиски в лесу»: стихи. М., 1963 и др.) показали, что «расстрелянное» на полях войны сердце
сохранило способность любить и ненавидеть, откликаться на боли и тревоги родной земли, страстно
искать истину. Свидетельством тому — одно из лучших стихотворений Панченко: «Пусть волны, как
волны, / Пусть ветер, как ветер, / Пусть пули в бою, как в бою, / На бронзовой паре своих сорок третьих,
/ Как вкопанный в землю стою. / И вижу, как беркут, далеко-далеко, / И ведаю суть за враньем: / От
мозга и к мозгу большая дорога / Работает ночью и днем. / Мой мир — не растворов, / Мой — крепких
эссенций, / Бой, грянув, творит и не ждет. / Но есть у меня беззащитное сердце, / И это меня подведет»
(1961).
Изначально в стихах Панченко значительное место занимает тема природы, взаимоотношений ее с
человеком, трактуемых как философская и социальная драма. В сборнике «Зеленая книга» (1971) и
«Уходит дерево» (1976) тема эта становится одной из главных. Примечательно стих. «Лось» (1963) — о
лесном звере, доверчиво вышедшем навстречу человеку: «Дай копыто на прощанье, / не встречайся на
пути / и такими, брат, вещами / в наше время не шути». Однако было бы ошибкой зачислять эти и
подобные стихи П. по ведомству «экологической» лирики: позиция поэта сложнее и неоднозначней. В
стихотворении «Егерь» (1954) правота непримиримого защитника природы от браконьеров и порубщиков
отнюдь не абсолютна: «А ему ль не ведать, чем живем? / Только тем, что из лесу крадем». Поэт не
выносит окончательного приговора. Жесткость концовки («Цельный парень ходит в егерях. / Лучше бы он
помер в лагерях») отчасти «оправдывается» тем, что стих, написано как бы не от имени автора, а от лица
жителей окрестных сел. Панченко «словно бы не доверяет истинам, удобно укладывающимся в афоризмы
житейской мудрости или в лапидарную стихотворную форму, не торопится с обощениями и выводами»
(С.Чупринин). Многие его лирические стихи — не исповедь и не проповедь, а скорее заклинание, ворожба:
«Люби меня тихо и грустно, / пока за порогом темно, / любить, как болеть — безыскусно / никто не умеет
давно... / А в этой больничной одежде, / где я и четыре угла,— / люби меня просто, как прежде, / когда
не любить не могла».
В своем творчестве Панченко обращается к различным поэтическим формам, от сонета до верлибра.
Верлибром (иногда — мягко ритмизованным, с возникающими спорадически рифмами) написано
большинство его поэм, в т.ч. и наиболее значительная из них — «Белое диво, или сон над Угрой-рекой»
(1979), посвященная историческому событию — «стоянию на Угре», которым закончилось
татаро-монгольское иго на Руси: «Достоялись до снега, на который не пролито крови, / Достоялись до
света, до мира».
Прозаические произведения Панченко отдельными изданиями не выходили. Немногочисленные публикации
— в периодике, в основном периферийной: рассказы «Друг человечества» в журнале «Звезда Востока»
(Ташкент. 1966. №1), «Сектант» из цикла «Зона пустыни» в газете «Провинция-информ» (Калуга. 1992.
24-30 марта), «Конец Федотова» в журнале «День и ночь» (Красноярск. 1994. №5). Значительным фактом
своего творческого пути Панченко считает статью «Какой свободой мы располагали» — послесловие к
книге воспоминаний Н.Мандельштам (М., 1989; во 2-м издании той же книги статья опубликована как
предисловие).
Панченко — один из основателей движения демократически настроенных литераторов «Апрель». В его
стихах времен «перестройки» формулировки обнаженно публицистичны, максималистски бескомпромиссны:
«Не приведи господь, что было... / И продолжается, пока / В ладони черствой мужика / Не отогреется
землица, / Пока промозглая столица / Безмозглый труп большевика / Не устранит, предав земле...»
(«Памяти Верховного Совета», 1993).
Поэзия Панченко имеет свой, может быть, не очень широкий, но преданный и по-своему пристрастный круг
ценителей и почитателей: «...Полтора-два десятка великих стихотворений Панченко написал точно, а
порой и строчки хватает, чтобы остаться в истории литературы» (Л.Жуховицкий, в разделе «Говорят
читатели» книги Панченко «Живу во глубине России». М., 1999).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх