Палестрина Джованни Пьерлуиджи да
|
Другие персоны с фамилией Палестрина
Другие персоны с именем Джованни Кто родился в этот год 1907 |
- итальянский композитор. С детских лет Палестрина пел в церковном хоре, с 1537г. - в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, где он получил музыкальное образование. В 1544-51г. занимал должность органиста и руководителя церковной капеллы в родном городе. В 1551г. переехал в Рим, где стал капельмейстером капеллы собора святого Петра. В 1555г. служил певцом в папской (Сикстинской) капелле, но был вскоре уволен, так как женатым служить в капелле было запрещено. Палестрина поступил на службу в церковь Иоанна Латеранского, где незадолго до этого служил его выдающийся современник Орландо ди Лассо. Обремененный большой семьей, Палестрина жил очень стесненно и был вынужден часто менять место службы в поисках лучшей работы. В 1561-67гг. Палестрина - регент церкви Санта-Мария Маджоре, после этого он некоторое время возглавлял домашнюю капеллу кардинала д'Эсте. С 1571г. и до конца своих дней Палестрина вновь занимал место капельмейстера в соборе святого Петра в Риме. В этот период Палестрина официально числился папским композитором. Наряду с творческой и капельмейстерской работой Палестрина занимался также и педагогической деятельностью. Среди его учеников - композиторы Дж.Драгони и Ф.Сориано.
Первые светские сочинения Палестрины - мадригалы, изданные отдельным сборником в Венеции в середине 1550-х гг. Однако по роду службы Палестрина должен был писать преимущественно церковные произведения. В 1550-е гг. Палестрина создал выдающиеся произведения для церкви - "Мессу папы Марчелло" и "Импроперий" (праздничное богослужение, впервые исполненное в 1560г.).
Еще при жизни слава Палестрины как выдающегося церковного композитора распространилась по всей Италии и за ее пределами. С 1568г. Палестрина стал получать заказы из Мантуи (мантуанские мессы долгое время считались утраченными и были обнаружены лишь в 1950г. в рукописном виде в библиотеке Миланской консерватории. )
Многие мессы Палестрины основаны на григорианских напевах. Глубокому знанию этих песнопений способствовало редактирование (сверка с первоисточниками) григорианских церковных служб, предпринятое Палестрина в 1570-х гг. по поручению папы Григория XIII.
При жизни Палестрины были изданы многие из его сочинений, им было подготовлено к печати 8 сборников месс, 5 сборников вышли в свет вскоре после смерти Палестрины в 1599-1601гг. Кроме этого, произведения Палестрины были опубликованы в сборнике других авторов. Однако лишь в 19в. огромное наследие Палестрины (свыше 800 произведений) было извлечено из архивов и опубликовано. В период 1862-1903гг. полное собрание сочинений Палестрины в 33 тт. было издано в Лейпциге.
Палестрина был крупнейшим представителем итальянского Возрождения. В светских мадригалах, созданных в ранний период творчества, Палестрина проявляет себя как художник-гуманист. Содержанием их является любовно-лирическая тематика. Нередко Палестрина для создания мадригалов использовал тексты Петрарки. Мелодика и гармонический язык этих произведений, в которых преобладают черты гомофонного склада, близки итальянской народной хоровой музыке.
Однако основная масса произведений Палестрины связана с католической службой. Религиозная форма не мешала Палестрине в образах Христа, Мадонны, Марии Магдалины и др. проникновенно выражать человеческие чувства - скорбь, надежду, радость. В хоровых произведенийх Палестрина показал себя непревзойденным мастером полифонии строгого стиля. Исполнение его хоровых произведений требует высокого мастерства. Высочайшая техника полифонии (фуги, каноны) подчинена смысловому содержанию текста, стройности и красоте целого. Сочетание текста и мелодии в музыке Палестрины достигает высокого со вершенства, композитор стремится донести до слушателя смысл каждого слова в сложной полифонической ткани музыки. Наряду с полифонией в музыке Палестрины явно ощущается аккордово-гармоническая основа.
К лучшим и наиболее известным мессам Палестрины относятся кроме знаменитой "Мессы папы Марчелло", "Aeterna Chnsti munera", "Assumpta est Maria" и ряд др., среди мотетов выделяется "Stabat mater" для 8-голосного хора, прекрасны духовные мадригалы Палестрины на поэтические тексты "Песни песней".
Соч.: более 100 месс; свыше 250 мотетов; 139 мадригалов, из них более 100 светских, гимны, псалмы, оффертории, ламентации, магнификаты и др.
Лит.: Иванов-Борецкий М., Палестрина. Биографический очерк, М., 1909;
Грубер Р., История музыкальной культуры, т.II. ч.I, M., 1953 (с.97-123);
Jeppesen K., The style of Palestrina and the dissonance, L., 1946;
Coates H., Palestrina, NY 1949;
Paccagnela E., Palestrina. II linguaggio melodico e armonico, Firenze 1957;
Fellerer К., Palestrina, Dusseldorf, 1960;
Ferraci E., Palestrina, R., 1960.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх