Павлов Олег Олегович
|
Другие персоны с фамилией Павлов
Другие персоны с именем Олег Кто родился в этот день 16.03 Кто родился в этот год 1970 |
[16.3.1970, Москва]
— прозаик, публицист.
Сын служащих: отец — инженер-конструктор, мать — редактор. Детское чувство одиночества
(безотцовщины при избалованности материнской любовью) утолилось книгами, рано заменившими
общение. Первая русская книга, прочитанная в 13 лет,— «Униженные и оскорбленные» Достоевского.
Книги, особенно Достоевский, Платонов, «ранили» всякий раз своей особенной правдой о человеке. Они
научили восприимчивости, способствовали формированию мировоззрения писателя.
После окончания средней школы Павлов работал грузчиком и разнорабочим; весной 1988 был призван в
армию — во внутренние войска МВД СССР. Службу проходил в конвойных частях Туркестанского военного
округа (начал служить в Ташкенте, закончил в Северном Казахстане). Опыт службы охранником
карагандинских лагерей (моральные уродства, унижения, жестокие избиения, закончившиеся травмой
головы и госпитализацией в карагандинскую «психушку»), на долгие годы определил «большую тему»
Павлов, его мироощущение: «Жизнь человека изначально трагична перед образами смерти и в окружении
непроницаемой космической черноты... Душа и сознание принуждают нас искать гармонии, мы ищем
способы как бы запахнуть мир и осмыслить его, чтобы превратить его пустоту в дом» (Писательская
анкета «XX век: вехи истории — вехи судьбы» // Дружба народов. 1999. №9). Вернувшись из армии (с
ложным «психическим диагнозом») оказался в 20 лет выброшен из жизни, с «клеймом», которое позволило
устроиться только на работу вахтера. Но оставшаяся позади жизнь понуждала разобраться в ней — так
появились первые записи. Читая «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, публиковавшийся в то время в «Новым
мире», Павлов наткнулся на описание «Карабаса» — того самого лагеря, где он служил,— и приступил к
рассказам о Карабасе современном.
В 1990 поступил в Литературный институт им. А.М.Горького на заочное отделение (семинар прозы). Тогда
же в белорусском молодежном журнале «Парус» (1990. №10) были опубликованы первые рассказы из
цикла «Записки из-под сапога». Но подлинным началом писательской судьбы можно считать публикацию в
журнале «Литературное обозрение», имевшем в ту пору миллионный тираж, лирического цикла
«Караульные элегии» (1990. №8). «Караульные элегии», «Записки из-под сапога» и цикл рассказов
«Правда Карагандинского полка» впоследствии стали частями «Степной книги» (1998), где писатель
творчески переживал армейскую, конвойную свою и чужую жизнь, выражая ее в трагических,
драматических и лирических формах целостного повествования.
Из того же автобиографического корня вырос сюжет первого романа Павлова «Казенная сказка».
Опубликованный в «Новом мире» (1994. №7), он принес писателю известность и впоследствии выдержал 3
издания. Роман сразу же попал в шорт-лист Букеровской премии за 1994, что и послужило началом
литературных споров о творчестве Павлова — с признанием одними и жестким неприятием др. критиками.
Часть либеральных критиков указывали на «вторичность», «несамостоятельность», «чернушность»
Павлова. Правая, «консервативная» критика отмечала, что «Казенная сказка» — «произведение в
творчестве писателя центральное <...>. Образ самого капитана Ивана Яковлевича Хабарова, такой живой
и теплый, безусловно, принадлежит к образам классическим, потому как в его индивидуальности столько
общего, что мы такими вот героями всегда и меряем свою национальную жизнь — как пушкинским
комендантом крепости Иваном Кузмичем Мироновым, как толстовским Платоном Каратаевым, как
солженицынским Иваном Денисовичем <...>. И за это право говорить в своем творчестве о простых душах
Олег Павлов должен сегодня бороться» (Кокшенева К. Больно жить. О прозе Олега Павлова // Революция
низких смыслов. М., 2001. С.162).
Сам писатель не считает себя «разоблачителем» армейской жизни. Армия для него — это большая и
трагическая «тема» современной русской литературы, она является живой составляющей современной
жизни с ее войнами, проблемами, в которые втянуты тысячи людей. В «Казенной сказке» он рассказал о
типичной жизни, о столь же типичной смерти и незаметном подвиге капитана Хабарова.
Рассказы Павлова публиковались в «Новом мире», «Октябре», «Литературной газете». Критикой особенно
отмечены «Митина каша» (Новый мир. 1995. №10) и «Конец века» (Октябрь. 1996. №3). Последний
выделяется новой для Павлова пронзительной интонацией христианской жалости к выброшенному на дно
жизни человеку (Павлов делает акцент не на грязи и уродстве героя-бомжа, а на первоначальном,
неискаженном облике человека Божия).
Роман «Дело Матюшина» (Октябрь. 1997. №1-2) продолжил размышления писателя о «казенном»,
«запертом» человеке. Критика вновь резко разошлась в оценках. Н.Елисеев заявлял: «О. Павлова
волочит, тащит за собой инерция великой, но мертвой традиции. Народническая традиция Глеба и
Николая Успенских, последним вершинным достижением которой был Андрей Платонов, а эпигонами,
правда, очень талантливыми эпигонами,— деревенщики, ныне мертва. Народнический пафос бухает в
пустоту. Страдания и многотерпеливость русского народа нынче как-то не убеждают». (Елисеев Н.
Пятьдесят четыре // Новый мир. 1999. №1. С.191). Напротив, критики, полагающиереалистическую
традиции живой, плодотворной, увидели в творчестве Павлова ее реальноеи яркое воплощение,
подчеркивая, что Павлов «пишет не характер и судьбу. Он пишет органику рода. Или ее отсутствие, если
род прерван, стерто начало и оставшаяся пылинкатщится продолжить себя и тем сохранить» (Борисова И.
Схлест // Дружба народов. 1997. №2). В романе, задуманном как история преступления и наказания
главного героя (Матюшина), акцент сделан на истории его преступления, истории его «дремотного
сознания», и «жизни взаперти»,— полагают К.Кокшенева, М.Ремизова, усматривая в особенном «вязком»,
«тяжелом» стиле писателя влияние А.Платонова и А.Солженицына. Разделяя это мнение, критик А.Агеев
расставляет свои акценты: «У Павлова эта речь натужно и грубо стилизована, и рождается из нее образ
отталкивающе-фальшивый, насквозь литературный — этакий гибрид странствующих идеалистов
Платонова и солженицынского хитроумного "простеца" Ивана Денисовича» (Самородок, или Один день
Олега Олеговича // Знамя. 1999. №5. С.176).
В 1999 писатель погружается в мир своего детства и юности, публикуя в журнале «Октябрь» (№10)
повесть «Школьники», а в 2001 — роман «В безбожных переулках» (Октябрь. № 1). В «Школьниках»
детский страдательный опыт (неумение мальчишки «жить в коллективе», его «отдельность») вплетаются
в более общую картину — судьбы семьи, страны. «Павлов, при том, что естественно,— пишет
М.Ремизова,— не может не демонстрировать свой (детский) внутренний мир, занимает достаточно
отстраненную позицию, глядя одновременно как бы изнутри и снаружи...» (Можно ли полюбить
пионера-героя // Независимая газета. 1999. №212). Это же качество повествования «В безбожных
переулках» выделили П.Басинский: «В повести (сам автор считает ее романом.— Прим. ред.) Павлова
много таких жестоких подробностей "безбожных переулков", в которых плутает душа маленького героя.
На первый взгляд это всего лишь частная душевная биография. В последней своей вещи Павлов всячески
удерживался от нравственных обобщений, от символической многозначительности, сфокусировав ее
только в названии. Но, может быть, именно поэтому повесть и дышит свободно и читается с трепетом,
будто твоя собственная биография?» (Переулок — не тупик // Новый мир. 2001. №8).
За повесть «Карагандинские девятины» (Октябрь. 2001. №8) Павлов, с одной стороны, был удостоен
Букеровской премии, с другой — подвергнут резкой критике Н.Переяслова: «...более точного
определения, чем "пасквили" для того, что делает в своей "армейской прозе" этот писатель, трудно и
придумать» (Переяслов Н. «Баланда» о солдате // Октябрь. 2002. №6. С.171).
Павлов — яркий публицист. Им написано несколько десятков публицистических статей,
литературно-критических работ (о проблемах «новой прозы» 1990-х, «новом реализме» и др.): следует
выделить большое эссе «Метафизика русской прозы» (Октябрь. 1998. №1), где Павлов определяет
сущность русского реализма как свободное и органическое дыхание русской литературы (а не борьбу
идей или идейность как таковую), отмечает родовые черты традиционного реалистического понимания
мира, невозможного без высокого смысла, идущего от Православия; а также «Русские письма» (Москва.
2000. №2-3), где реальные письма русских людей (из Личного фонда А.И.Солженицына) были
прокомментированы писателем в контексте историческом, социальном и нравственном. Эссе о творчестве
Платонова, Пришвина, Солженицына, Шаламова, лагерной прозе и совр. русских писателях вошли в циклы
«Классики и современники» и «Метафизика русской прозы». В публицистических циклах «Дневник
больничного охранника» (Огонек. 1995. №12; 1996. №1,3; 1997. № 3,4,6,7,8) и «Нелитературная
коллекция» (Октябрь. 1997. № 6, 10) Павлов ставит остро социальные темы о подавлении, угнетении
«простого человека», обращает внимание на вопрос о «бездомности» (буквальной и метафизической)
современного человека. Литературную критику писателя также выделяет полемическая острота — статьи
печатались на страницах «Московских новостей», «Независимой газеты», «Литературной газеты»,
«Литературной России», «Учительской газеты», «Дня литературы», «Завтра», «Книжного обозрения» и
стали заметным явлением в литературной жизни последнего десятилетия XX в.
Сочинения Павлова переводились на английский, китайский, итальянский и словацкий языки.
Павлов — лауреат литературной премии «Нового мира» (1995), «Октября» (1997, 2002) за лучшую
публикацию прозы, лауреат Букеровской премии 2002 за произведение «Карагандинские девятины, или
Повесть последних дней».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх