Осипов Алексей Ильич
|
Другие персоны с фамилией Осипов
Другие персоны с именем Алексей Кто родился в этот день 31.03 Кто родился в этот год 1938 |
- профессор, доктор богословия.
Род. в Белеве Тульской обл.
В 1963 окончил в Сергиевом Посаде (бывший Загорск) Московскую Духовную академию (МДА) со степенью кандидат богословия, затем аспирантуру.
С 1965 - преподаватель, с 1969 - доцент, с 1975 - профессор МДА по кафедре Основы богословия и Западных исповеданий.
С 1985 - доктор богословия (за совокупность трудов).
В работах Осипова рассматриваются научно-богословские, религиозно-философские и социальные вопросы.
Основные идеи его сочинений можно представить в следующей логической цепи. Религия в своем существе - это не продукт естественного развития человеческого разума, культуры, цивилизации в целом, но обнаружение в отдельной личности и в обществе онтологически присущего человеку особого духовного начала, имеющего корни в трансцендентной реальности - Боге.
Религиозное многообразие обусловлено различием духовно-нравственного состояния народов и их национальными особенностями, которые порождают разные формы культуры, языка и представлений о Боге, человеке, мире. Христианство по своему происхождению и специфике основных истин принципиально отлично от всех бывших до него религиозных и философских систем жизни и мысли, о чем кратко и емко сказал апостол Павел: "Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие" (1Кор.1;23). Православие наиболее адекватно выражает изначальное христианство.
Как мировоззрение и как определенный строй жизни оно полноценно отвечает на главнейший вопрос человека о сущности бытия и смысле жизни и дает подтвержденный многочисленными фактами и проверенный бесконечным, практически, числом опытов путь достижения искомого идеала. Этот идеал есть Бог-Любовь, явленный миру в Богочеловеке Иисусе Христе.
Основной религиозный тезис о первичности духовного начала как в бытии в целом, так и в каждой отдельной личности дает возможность увидеть главную движущую силу всей многообразной творческой деятельности человека. Если дух творит себе формы, следовательно, духовно-нравственное состояние человека и общества в первую очередь определяет содержание, характер и направление развития философии, науки, искусства, политики, экономики - культуры в целом.
Проблема нравственных критериев в оценке различных форм человеческой жизнедеятельности в православии разрешается обращением к образу Христа и Его Евангелию в качестве исходных духовных ценностей. Они, как глубоко соответствующие идеальной природе человека, служат основой для разрешения и проблемы самого человека.
Человек - это богоподобное по своей изначальной природе существо. Однако богоподобие его является не простой и завершенной данностью, но в не меньшей степени и заданностью, предполагающей положительное осуществление личностной свободы в условиях выбора. В силу отпадения человека от Источника жизни (Бога) его изначальная природа подверглась глубокому искажению, расщеплению изнутри (так называемый первородный грех), передающихся наследственно и, как следствие этого, утрате им способности адекватного видения Бога, мира и самого себя. Потому вся последующая деятельность человека носит на себе глубокий отпечаток этого повреждения.
Целью и смыслом жизни человека является восстановление полного единства с Богом, но на более высоком, нежели первоначально, уровне свободы - непадательном, что происходит через Жертву Иисуса Христа и правильную духовную жизнь, совершенство которой в свою очередь "измеряется" степенью приобретения человеком богоподобного состояния - смирения-любви. Совершенно особые законы этой жизни и ее тщательно разработанная и проверенная практика даны в православной аскетике - науке, которая строится на опыте и трудах выдающихся подвижников Церкви всех времен и народов.
В русской духовной литературе она сжато, но точно и достаточно всеобъемлюще представлена, например, сочинениях епископа Игнатия Брянчанинова.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх