Орлов Борис Александрович
|
Другие персоны с фамилией Орлов
Другие персоны с именем Борис Кто родился в этот день 07.03 Кто родился в этот год 1955 |
[7.3.1955, д.Живетьево Брейтовского р-на Ярославской обл.]
— поэт.
Родился в крестьянской семье. Отец — участник Великой Отечественной войны, работал бригадиром
строительной и рыболовецкой артелей. Мать — зоотехник. Рано овдовев, осталась с двумя малолетними
детьми. По признанию поэта, он «рос драчливым, / Колючим, как сорняк среди гвоздик. («Я рос и
конопатым и драчливым...») По окончании Прозоровской средней школы не получил золотой медали из-за
удовлетворительной оценки по поведению в аттестате зрелости.
Стихи начал писать рано, подражая классикам. «Мои любимые поэты — Лермонтов, Тютчев, Блок, Есенин,
Артюр Рембо... Есть в них что-то космически бесприютное и бездомное» (Аврора. 1996. №7. С.24). С
15-летнего возраста «поэзия начала занимать в жизни важное место, правда, свою судьбу с ней связывать
не собирался, но жить без стихов уже не мог» (Юношеские стихи 1972-1977 гг. С.5). Первое свое
стихотворение «Майский вечер» опубликовал в брейтовской районной газете «Заря коммунизма» в мае
1972.
Орлова манило море, романтика мужественной профессии морского офицера-подводника.
В 1977 он окончил Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э.Дзержинского, 6
лет прослужил на атомных подводных лодках Северного флота. В курсантские годы Орлов не порывал с
поэзией, регулярно посещал занятия литературного объединения «Путь на моря», которым руководил
В.Б.Азаров. Начиная с 1977 стихи Орлова публиковались в журнале «Советский воин», «Звезда», «Нева»,
«Юность», «Огонек», «Молодая гвардия», альм. «Океанские горизонты».
В 1979 он принимал участие в работе VII Всесоюзного совещания молодых писателей и запомнился тогда
афористичным стихотворение, которым позднее открыл свой первый сб. «Гранитный Север», выпущенный
Военным издательством в 1983 (серия «Старт»): «Черная подлодка. / Черная вода. / Черная пилотка. /
Красная звезда». В книгу вошли стихи о службе на подводной лодке, родном экипаже, экзотической
природе Кольского полуострова, романтике походов по Мировому океану, а также родной Ярославщине,
где прошло босоногое деревенское детство. Мотив верности земле и морю станет определяющим в поэзии
Орлова.
Первый сборник поэта был доброжелательно встречен критикой. А.Воронцов обращал внимание на
«свежесть образов, лаконизм, глубину и отчетливость мысли», стремление автора «подняться до высот
философского обобщения своих жизненных впечатлений» (Советский моряк. 1983. 29 мая). В.Мельник
отмечал «стремление добраться до истоков патриотизма, стремление увидеть в типичной ситуации
глубоко залегающее человеческое начало. Автор "Гранитного Севера" пытается выразить чувства,
социальный опыт целого поколения» (Боевая вахта. 1983. 18 сент.). Этот опыт преломился в стих. «1955
год»: «Я родился, когда еще пепел войны не остыл. / Дети в роще играли немецкой простреленной каской.
/ В пол, как в колокол, бил скорбно старый костыль. / Инвалид шел в худой гимнастерке солдатской».
Войне посвящены стих. «Доты», «Высота», «Солдат» и др. Ст. Золотцев назвал Орлова «одним из
наиболее одаренных дебютантов» десятилетия (Знамя. 1984. №5. С.215).
В 1985 Орлов заочно окончил Литературный институт им. А.М.Горького. В том же году в Мурманском
книжном издательстве вышла вторая книга стихов поэта «Листва», как и первая, одобрительно
встреченная критикой.
Смысл названия сборника выразили строки: «Опять швартуется весна / К прибрежным валунам, /
Морзянкой жаркою она / В сердца стучится к нам. / Неделя ходу — / И рассвет, / И сопок синева, / И письма
выпорхнут на свет, / Как первая листва» («В отсеках ветры не свистят...»). Вс.Азаров, говоря о
новаторстве Орлова, отмечал, что его стихам присущ «глубокий поэтический подтекст. Орлов
плодотворно развивает традиции своих предшественников — поэтов-маринистов (А.Лебедев, Н.Флеров,
Д.Ковалев, А.Ойслендер) (Звезда. 1986. №2. С.205). Большинство стих., вошедших в «Листву»,
посвящено морю, флотским будням («Полярная ночь», «В конце похода», «Заполярье», «Обелиск»). «Эти
стихи суровы,— писал И.Озимов,— сдержанны, немногословны и в то же время значительны по мысли и
содержанию. В них точно найдены детали, которые открываются взгляду очевидца и потому особенно
достоверны и дороги» (Советский моряк. 1985. 9 июля). Вторым сборником Орлов подтвердил свою
приверженность жанру лирической миниатюры.
Если в стихах о море пульсировала военная жизнь североморского подплава, то в цикле «деревенских
стихотворений» («Хлебозоры», «Деревня», «Поля» и др.), посвященных Ярославщине, русской природе, с
которой лирический герой Орлова чувствует «самую жгучую, самую кровную связь» (Н.Рубцов),
угадывается намерение автора «объединить в поэтическом творчестве воедино то, что живет в душе
военного моряка <...> море и землю, боевой корабль и отчий дом, флотскую службу и любовь. Чувство
пространства и времени, чувство вечной истории и быстротечности, необратимости человеческой жизни,
чувство ответственности воина-патриота не только за то, как он исполняет служебный долг, но и за все,
что происходит на земле» (Тыцких В. Флот и вся жизнь // Боевая вахта. 1985. 23 мая).
В 1986 в издательстве «Современник» вышел третий сборник Орлова «Море и поле», куда вошли более 100
стих. Книга углубляла читательское представление об особом видении жизни автором — человеком долга,
волею призвания находящегося в экстремальных условиях существования на атомной субмарине. Именно
это видение мира из морской пучины наложило неповторимый отпечаток на весь строй мыслей и чувств
поэта-моряка. «...Отличительной чертой его творчества,— писал В.Панюшкин,— является немногословие,
стремление к афористичности <...> военной краткости» (На страже Заполярья. 1987. 21 марта). Рецензент
отмечал также взаимопроникновение двух главных тем в творчестве О.— темы «воинского долга и любви
к родной земле, родной природе: «В обители стальной / Нет ни лесов, ни рек. / И тишина порой /
Становится безликой. / Но пахнет по ночам / Реакторный отсек / И рощею грибной / И спелой земляникой».
(«В конце похода»).
Создававшийся в перестроечную пору сборнике «Прозрение» (1993) обозначил, как заметил А.Коршунов,
«крутой поворот и в тематике, и в изобразительных средствах <...> Борис Орлов начал свое восхождение
к поэтической публицистике» (Знамя труда. Брянск, 1996.1 мая): «Мы со времен царя Гороха / От правды
прячемся в кусты. / Когда ломается эпоха, / Трещат и судьбы и хребты» («Во времена Голгоф»).
В 1995 Орлов написал свой гражданский манифест — стихотворение «Я — офицер, нарушивший
присягу.,.»: «Я — офицер, нарушивший присягу... / Назад ни шагу и вперед ни шагу / Не сделал.
Разворована страна. / А за развал на мне лежит вина. / Я — офицер, нарушивший присягу... / Безропотно
служу чужому флагу, / Тому, который раньше презирал. / Чужому флагу служит генерал / И рядовой. / На
всех лежит вина.»
Закономерным было появление сборника верлибров «Путь на Голгофу» (1995). Орлов искал свои пути в
овладении сложным жанром лирической миниатюры: «Оттепели боятся / Не только снеговики. / Но и
бронзовые бюсты. / Они плавятся...».
Важным рубежом в творчестве Орлова явился сборник «Диалог с Творцом» (1996). Критика оценивала его
как наиболее зрелую книгу поэта. Как заметил О.Шестинский, Орлов «запечатлел в ней трагедию России»
(Новое кронштадтское время. 2001. №15). «Главное достоинство книги,— отмечал А.Коршунов,— ее
емкий, афористичный язык. И самую большую нагрузку, и смысловую, и поэтическую несет избранный им
жанр лирической миниатюры, где нет ничего лишнего, и любая деталь, любая осмысленная строка
работает на замысел автора» (Знамя труда. Брянск, 1996. 1 мая). А.Белый писал, что «Диалог с Творцом»
— это книга о России, «поэтическое эссе, в котором сделана удачная попытка осмыслить и выразить в
своеобразной форме те противоречия и антагонизмы, неустанные поиски духа и невосполнимые утраты,
хронические горести и слабые утешения, которыми полнится через край неприглядная теперешняя жизнь»
(На страже Родины. 1997. 15 апр.). Лирический герой Орлова, живущий горестями и радостями своих
современников, кому присущ государственный инстинкт, клеймит тех, кто унизил народ: «Хитры
современные гунны, / Духовных трагедий творцы. / Сперва ворвались на трибуны, / Потом заползли во
дворцы». Он выносит нелицеприятный приговор эпохе: «Добродетели низложены, / Кто подлей, тот и
умней. / Коммерсанты в куртках кожаных — / Комиссары наших дней».
В 1996 в петербургском издательстве «ЛИО Редактор» вышел сборник стихов Орлова «Избранная лирика.
1971-1995». В ней поэт подводил итоги, осмысляя пройденный путь. Говоря об эволюции поэта,
И.Сергеева отмечала в по-слесл. к книге: «Сын своего времени, Борис Орлов не может позволить себе
быть в стороне от ужасов нашего века. Лирика становится горше, стих жестче, скупее» (Сергеева И. —
С.61).
Осенью 1999 капитан 1-го ранга Орлов пережил большую жизненную драму: с онкологическим
заболеванием он оказался в клинике Военно-медицинской академии. Преодолев недуг, поэт распахнул
душу небу.
В стихах последних лет Орлов не отходит от поэтической публицистики (циклы, посвященные Кавказской
войне, трагедии Мологско-Шекснинского бассейна.) Он все больше задумывается над вопросами о
значении веры для русского человека, своем предназначении, осмысляя свой путь в свете вечных,
христианских ценностей. Лирика Орлова обретает новые качества: исповедальность, философичность.
Это подтвердили сборник «Тень тернового венца» и «Надо мною лишь вечер и Бог» (оба — 2000).
Лирический герой Орлова напрямую общается с Богом, прося у Него «силы и Веры». Для него вера —
символ свободы: «С ладони птичку покормил — / И в храм вошел, согрет, / Иконы — окна в Божий мир, / Из
них струится свет. / Когда в душе темным-темно, / Когда она болит — / Для исцеления дано / Свечение
молитв». Лирический герой О. зовет к покаянию, зовет молиться в храм во имя спасения России: «Неужели
Россия исчезнет? / Мать-Россию толкают на смерть... / Перетерпим разор и болезни, / Но сиротства не
перетерпеть».
Критика заговорила об Орлове как о православном поэте, мыслящем в русле христианского
миропонимания. «Орлов сжато и порой афористически рассуждает о жизни, смерти, Боге, любви и России
(прошлой, настоящей, будущей). Преимущественно горечь и отсутствие иллюзий, время от времени
смягченные оптимизмом и религиозной верой, звучат, когда Орлов обрушивается на нынешних
политических лидеров, сетует о развале громадной страны и обращается, в надежде и ностальгии, к
простому деревенскому счастью, красоте природы, утешению православной молитвой и русскими иконами,
церковными звонами и крестами на куполах» (Маквей Гордон // Славянское и восточноевропейское
обозрение. 2004. Июль. Т.83. №3).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх