Орлов Иван Ефимович
|
Другие персоны с фамилией Орлов
Другие персоны с именем Иван Кто родился в этот день 13.09 Кто родился в этот год 1886 |
- специалист по методологии науки и философским проблемам естествознания.
Род. в Галиче Костромской губ. Сын коммерсанта, потомственного почетного гражданина.
После окончания костромской гимназии поступил (в 1905) в Московский университет на естественной отделение физико-математического факультета; по исходному образованию был химиком.
Завершив обучение в 1912, работал в Петербурге, вероятно, в частной фармацевтической фирме.
С начала 20-х гг. - опять в Москве.
Старший химик в научно-исследовательском химико-фармакологическом институте при ВЦИК СССР (работал в этом институте до конца жизни).
Сотрудник секции естественных и точных наук отдела методологии Комакадемии.
В 1924-1929 - в государственном Тимирязевском НИИ изучения и пропаганды естественно-научных основ марксизма. Имел ученое звание профессор
Один из членов-учредителей общества воинствующих материалистов (1924). Активный участник философской дискуссии 1924-1929; выступал на стороне "механицистов".
После 1929 отошел от философии.
Умер в Москве.
Орлов предпринимал попытки разработать новую "логику науки" ("логику естествознания"). Формальная логика, по Орлову, сама по себе неспособна привести к научному открытию; она должна быть дополнена рядом философских (методологических), гносеологических и онтологических понятий, модифицированных применительно к исследования природы. Важной частью "логики естествознания" является учение о доказательстве. Сюда входит и традиционная логика, но должна входить также и оценка логических форм, выяснение, как и при каких условиях они могут быть рассматриваемы как действительные доказательства; кроме того, в это учение должны быть включены проблемы истины, ее критерия, интуиции, эмпирического и рационального и т.п. "Выходя из рамок формализма и ставя одной из главных своих задач учение о доказательстве, логика тем самым сливается с теорией познания" (Логика естествознания. 1925. С.65).
Но, кроме учения о доказательстве, новая логика должна включить в себя и ars inveniendi - искусство делать открытия,- т.е. методы построения естественно-научных гипотез и методы научного познания,- прежде всего экспериментальный метод. Поскольку предпосылкой эффективного применения методов являются теоретико-мировоззренческие понятия, то в содержание логики естествознания должны быть включены и онтологические представления: о характере физической реальности, о материи вообще, о причинности, случайности, вероятности и т.п.
Орлов своеобразно осмысливал многие онтологические проблемы. Так, касаясь проблемы гносеологического статуса случайности и отвергая субъективистскую ее трактовку, он определял ее как "то, что проистекает из неустойчивого расположения частей" (Там же. С. 138). Одна из функций случайности - давать начало новым причинным рядам. Связь случайности с необходимостью позволяет нам усмотреть, по Орлову, механизм возникновения упорядоченной системы из хаоса (Там же. С. 163-168).
Уточненные биографические данные Орлова любезно предоставлены автору статьи профессором Поваровым Г.Н.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх