Орлов Владимир Викторович
|
Другие персоны с фамилией Орлов
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 31.08 Кто родился в этот год 1936 |
[31.8.1936, Москва]
— прозаик.
Родился в семье журналиста. 32 года прожил в коммунальной квартире посреди Мещанских улиц, южнее
Останкина и Марьиной рощи.
В 1954 поступил на факультет журналистики МГУ. Перейдя на 3-й курс, начал профессиональную
деятельность в должности внештатного сотрудника газеты «Советская Россия».
В 1957 побывал на журналистской практике в Сибири, сначала на Алтайской целине, потом на Енисее. В
дипломную работу Орлов вошли очерки о строителях дороги Абакан-Тайшет.
В 1958 проходил преддипломную практику в газете «Красноярский рабочий». В результате основу
дипломной работы составили очерки о Сибири.
В 1959, после окончания факультета журналистики, Орлов был приглашен в «Комсомольскую правду»,
проработал там 10 лет. Молодой журналист активно ездил в командировки и столь же много писал. Помимо
фактического материала жизнь дарила Орлову разнообразные сюжеты и глубокие переживания, что
требовало иных форм выражения, чем газетные статьи.
Летом 1960 вышла книга очерков «Дорога длиною в семь сантиметров», куда вошли материалы дипломной
работы.
Постепенно рамки информационно-публицистической деятельности становятся тесными. В 1962 был создан
роман «Соленый арбуз». Главный герой, 19-летний сибиряк Андрей Колокшин, изображенный
схематично-наивно, тем не менее отразил характерный для 1960-х нравственный максимализм.
Напечатанный в 1963 в журнале «Юность» роман имел большой успех у читателей и критиков, на его
основе была создана театральная постановка, а также фильм «Таежный десант».
Действие второго романа "После дождика в четверг" (написан в 1966, опубликован в 1968) происходит
также в Сибири. Основу сюжета составляют две линии — любовная и философско-политическая. Впервые
Орлов пытается перевести повествование в символический план. Разрушительная стихия вышедшей из
берегов реки предстает символом слепого рока, страшного для всего и всех, но прежде всего для
сооружений, имеющих конструктивный дефект. Мост, построенный по искаженным чертежам, но зато
очень быстро, не выдерживает напора воды. По признанию писателя, он попытался показать атмосферу
всеобщего «страха и трусости» в послевоенный период и слабые места советского общественного
устройства, способные дать нравственную трещину.
Вслед за прозаическими произведениями в соавторстве с С.А.Коганом были написаны 2 пьесы: «Посмотри
на себя» (1971) и «Веселый маскарад» (1972).
Очередной роман — «Происшествие в Никольском» (опубликован в 1975) появился как результат
журналистского расследования, проведенного по материалам одного из читательских писем. Построенный
принципиально обыденно-неприхотливо, роман затрагивал острые нравственные вопросы. Место действия
— Подмосковье со сложным комплексом социальных и психологических особенностей. Близость столицы
манила богатыми перспективами, но отсутствие московской прописки становилось для его жителей
источником обостренного комплекса провинциальности. Для целого поколения подмосковной молодежи все
жизненные устремления оказались переведены в одну плоскость — обретение статуса москвичей.
Случившееся в Никольском можно расценивать как следствие этой проблемы. Переполненная ощущением
постоянно ускользающего от нее столичного праздника, главная героиня неадекватным поведением
невольно провоцирует подростков-односельчан к сексуальному насилию. Кто из них больше заслуживает
наказания — об этом спорят герои произведения. Судьба романа оказалась непростой — уже
подготовленный к публикации в «Новом мире», он был возвращен на доработку и был напечатан лишь
после смягчения трагического финала и сокращения социально-острых эпизодов.
Четвертый роман — «Альтист Данилов» (1980) обозначил поворот Орлова как в тематике, так и в
стилистике — закончился период «очерково-документальных» произведений и начался поиск новых тем и
поэтических средств. Критики заговорили о нем как о серьезном писателе, владеющем сложной худож.
техникой, позволяющей «прихотливо сплетать реальность с фантастикой и патетику с пародией» (Гуреев
В.Н.— С.755). Картину мира, представленную в романе, сравнивали с булгаковской в «Мастере и
Маргарите». Сам О., осознавая свою неизбежную ориентацию на данную традицию, отрицает прямое
следование великому предшественнику. «Когда писал "Альтиста", я специально запрятал подальше
Булгакова,— говорит Орлов — Конечно, было обидно слышать: "Альтист" — повторение Булгакова. Ведь
даже если взять похожую ситуацию, все равно каждый творческий человек воплотит ее по-своему.
Прототип Данилова? Да, есть! У меня приятель в Большом театре играл на альте. Он, кстати, очень
гордился "прототипством", рассказывал всем о наших отношениях и даже перегибал палку» (Парк
культуры. 2004. 16 марта). Тем не менее принципы организации сюжета, сочетание достоверного
материала изображения с фантастическим планом не могут не выглядеть вторичными. Здесь также помимо
четко обозначенной хронологически (1972) и географически (Москва, район Останкино) земной жизни
представлены инфернальные планы существования, в которые могут попадать некоторые герои.
Фактурность описания московской жизни этого периода, сочетающая гротескную бытовую
неустроенность с напряженными нравственно-этическими поисками, также походит на Москву,
изображенную в романе М.Булгакова. Сходна и основная тема романа — тема творчества. Данилов
поглощен музыкой. Именно игра на альте, а вовсе не сверхъестественные способности помогают ему в
преодолении материального гнета, учит не замечать житейские неурядицы. Но использование
булгаковских художественных приемов лишь заостряет содержательную полемичность романа Орлов с
«Мастером и Маргаритой».
Герой Орлова — полудемон-получеловек Данилов — проходит путь, обратный пути булгаковского
Мастера: музыкант отказывается от Вечности и Покоя во имя Творчества и обретения себя как личности.
Полнокровность и силу этого образа не раз фиксировала критика. «Альтист Данилов — настоящий
мужчина. Он совершает поступки, он не размазня, не слабый человек, как Мастер у Булгакова. <...>
"Альтист Данилов" убеждает — выход есть всегда из любого положения! <...> Данилов — тонко
чувствующий человек... и в то же время он бесстрашен. Не случайно Орлов не раз повторяет: "Помни!
Боящийся несовершенен в любви!" <...> Данилов не такой, как все, он не скатывается к серой массе, он —
личность!» (Руденко С. // Парк культуры. 16 марта. 2004). Самым страшным человеческим свойством
считал трусость и М.Булгаков. Поэтому полемика Орлова скорее не с автором «Мастера и Маргариты», а с
его главным героем. В пределах своего романа Орлов создает образ слабого отступника, самоубийцы
Коренева, растерявшегося перед жизнью и похожего этим на Мастера Булгакова. Он струсил: «Чем
погасить мой душевный мятеж? Чем утолить его? Успокоением в славе? Или в любви? Славы не будет.
Любить женщину, как она достойна того, я, видно, уже неспособен. Боящийся несовершенен в любви.
Любить жизнь, людей? Но я в ознобе перед натиском мира...» Навязчиво повторяющаяся разными героями
формула о несовместимости трусости и любви выходит на передний план и становится не просто
художественно-нравственной сентенцией, но и жизненной формулой самого Орлова. Щемящая
тональность «Альтиста Данилова», романа о вечных ценностях, призвана рассказать еще раз о большой
любви как основе творчества. Повышенную поэтичность произведению придает тема музыки и
музыканта, которая помогает соединить и безудержный полет фантазии, и острую социальную сатиру с
реальными свидетельствами нашей истории.
Следующий роман Орлова «Аптекарь», по словам критиков, «опоздал». Написанный в 1986, он был
напечатан в 1988, в самый разгар политизации общества. «Роман "Аптекарь" ставили между
пасгернаковским "Доктором Живаго" и "Жизнью и судьбой" Гроссмана. Да, видно, книги о политике были
нужнее и важнее, чем размышления о вечном, о любви» (К. Газарян // Парк культуры. 2004. 16 марта). В
романе «Аптекарь» завязка сюжетного действия, связанная с появлением в пивной прекрасной
женщины-феи, апеллирует к «Незнакомке» А.Блока. Кульминация приходится на момент, когда сказочная
фея («берегиня») предлагает обитателям питейного заведения осуществить их самую заветную мечту. Но
у них не обнаруживается никаких значительных желаний. Становится очевидным, что жизнь их пуста и
бессмысленна, и изменить ее нет ни возможности, ни желания. Не раз затронутые со времен
М.Ю.Лермонтова мотивы разочарования, скуки и грусти обретают современное звучание и
сказочно-архетипические (например, архетипический образ волшебной дарительницы), фарсовые формы
воплощения.
В 1997 в журнале «Юность» было опубликовано новое произведение писателя — «Шеврикука, или Любовь
к привидению», написанное в узнаваемых традициях его прозы. Очередной роман эксплуатирует
освоенную писателем художественную манеру сочетать бытописание с фантастикой. Воссоздается
ставшее привычным для Орлова художественное пространство, в котором конкретный московский уголок
(Останкино) обретает метафизическую многомерность: рядом с людьми соседствует мир домовых.
Критики отмечали переизбыток фантастической предметности, отсутствие сюжетной динамики,
«сумбурность, невнятность, нагромождение авторских придумок» (Гуреев В.Н.— С.757) в романе. Но
подобная установка на абсурдность как эстетическую категорию стала сознательной установкой целого
ряда произведений 1980-90-х.
Намеренная эклектика известных тем, проблем, мотивов, художественных приемов, заимствованных из
художественных систем других писателей, слияние реалистического и фантастического планов
повествования, активное привлечение в свой арсенал символов, мифологических моделей, скрытое
цитирование классики, дает основание рассматривать последние произведения Орлова в русле
постмодернизма. Писатель сознательно ориентирован на постоянный стилистический поиск и обновление
формы. «Теперь моя задача — измениться. Новая вещь... "Бубновый валет" — повествование от имени
совершенно не похожего на меня человека. Там нет никакой фантастики. Это события 1967 года — я тогда
работал в "Комсомольской правде", в отделе писем. Так что в центре романа — общество тех лет и,
конечно, история любви» (Парк культуры. 2004. 16 марта). Писатель в авторских предуведомлениях
перед текстом романа намеренно задает разные горизонты читательского ожидания, называя роман то
детективом, то историческим повествованием. Но несмотря на имеющуюся детективную интригу (в самом
начале повествования — сразу четыре трупа), роман гораздо сложнее. Детектив — это лишь одна из
оболочек для сложного сплетения бытовых зарисовок, московских легенд, наполненных узнаваемой
литературной и исторической фактурой и вырастающей из всего этого сложной картиной мира. «После
"Бубнового валета",— писал критик,— русский роман о "шестидесятниках" обрел черты самостоятельного
литературного направления... Наверное, можно даже говорить о чертах классицизма: единство места
обеспечено "железным занавесом" (и захочешь, а родные декорации не покинешь), единство времени
установлено самой историей — 60-е годы, она же обусловила и доведенный до классической отточенности
набор персонажных "масок": диссидент, стукач, физик, лирик, майор с Лубянки, партийный функционер,
наивный простак... Великую роль "Бубнового валета" я вижу в том, что он демонстративно пренебрег
канонами этого нового (то есть уже скорее пожилого) жанра — и тем самым эти каноны выявил. Произошло
это благодаря тому, что, будучи "романом о шестидесятых", "Валет" принадлежит также и к жанру
"романа Орлова"» (С.Бережной // Книжное обозрение. 2001. 7 июля). Пожалуй, неизменным остается в
своей основе лишь главный герой, о чем свидетельствует и сам писатель. «Обстоятельства загоняют
парня в угол, и все-таки он находит силы и мужество сохранить человеческое достоинство. Любой
человек может стать мерзавцем, только если он сам захочет стать им. Выбор же — стать или не стать —
есть всегда. Внешние обстоятельства (тридцать серебреников) могут подталкивать к предательству, но
решение — предавать или не предавать — он всегда принимает в одиночку. Название само за себя
говорит. "Бубновый валет" — хлопоты. "Хода нет — ходи с бубей". Вообще все мои книги о людях,
которые могут за себя постоять,— кто творчеством, кто плутовством». В настоящее время Орлов
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх