Ольденбург Сергей Фёдорович
|
Другие персоны с фамилией Ольденбург
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 26.09 Кто родился в этот год 1863 |
- востоковед, иранист, специалист в области буддийской культуры, текстологии, философии.
Род. в с. Бянкин Забайкальской обл.
В 1881-1885 - студент санскритско-персидского разряда факультета Восточных языков Петербургского университета.
С 1897 - экстраординарный профессор факультета восточных языков Петербургского университета.
В 1894 защищает магистерскую диссертацию "Буддийские легенды", в которой дает аналитический обзор всей индийской литературы, относящейся к буддийским легендам, уделяя особое внимание джатакам (историям о прежних рождениях Будды).
В 1897-1934 - редактор серии "Библиотека Буддика. Собрание буддийских текстов", в рамках которой было осуществлено на международном уровне издание буддистских сочинений, связанных с северным буддизмом.
Ольденбург являлся выдающимся организатором науки. Он был Непременным (Ученым) секретарем, исполняющим обязанности вице-президента Российской АН, а затем АН СССР (1904-1929), почетным членом ряда зарубежных Азиатских обществ, академий и других научных учреждений. Действительный член РАН (1908).
Ольденбург - один из основателей российского востоковедения как комплексной науки, объединившей деятельность ученых, занимавшихся узкими специальными областями. Он сыграл основополагающую роль и в формировании российской буддологии, которую считал наукой, изучающей буддизм как единый философско-религиозный комплекс, в котором важную роль играют не только философская и религиозная догматика, но и народные, "популярные" пласты.
Значителен вклад Ольденбурга в развитие иранистики, в изучение и издании памятников персидско-таджикской классической литературы. Уже на начальном этапе индологических исследований.
Ольденбург обнаружил оригинальный подход к изучению народной литературы и фольклора Индии. Такой подход был новаторским, т.к. в Европе объектом изучения были прежде всего ведийская и классическая санскритская литература. Он первым определил значимость буддистских сказаний как исторического источника для изучения социальной и духовной жизни древнеиндийского общества. Для трудов Ольденбурга характерен последовательный историзм - с этой позиции Ольденбург подходил к изучению буддизма и его философских текстов, нанеся тем самым значительный удар по филологической школе, рассматривавшей тексты вне социально-исторического контекста.
Ведущая роль в индологических исследованиях Ольденбурга играла центральноазиатская тематика, изучение буддистских, санскритских текстов и памятников искусства данного региона. В противоположность приверженцам южной, палийской традиции (Т.В.Рис-Дэвис и его стороннники) Ольденбург придавал особое значение изучению санскритской литературы, письменных памятников буддизма махаяны, распространенного в странах Дальнего Востока и Центральной Азии. Обладая широким кругозором и эрудицией, Ольденбург занимался проблемами не только восточной, но и западной культуры. Как культуролог он считал чрезвычайно важным сравнительно-исторический анализ культур Востока и Запада.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх