AZ-libr.ру

информационный портал





Ойзерман Теодор Ильич
[14.05.1914]

  Другие персоны с фамилией Ойзерман
Другие персоны с именем Теодор
Кто родился в этот день 14.05
Кто родился в этот год 1914

       - специалист по истории философии, метафилософии и теории познания; доктор философских наук, профессор
       Род. в с.Петроверовка Одесской обл.
       Окончил философский факультет МИФЛИ (1938), аспирантуру кафедры истории филос.
       В 1941 защитил кандидатскую диссертацию, был оставлен на факультете.
       Участник Великой Отечественной войны.
       В 1947 вернулся на преподавательскую работу на философский факультет МГУ.
       С 1953 - профессор, в 1954-1968 - заведующий кафедрой истории зарубежной философии философский факультета МГУ.
       С 1968 - в ИФ АН СССР,
       в 1971-1987 - заведующий сектором, затем отделом истории философии,
       с 1987 - советник РАН.
       Член-корреспондент АН СССР (1966), действительный член АН СССР (ныне РАН) (1981). Лауреат Ломоносовской премии (1965), премии им. Плеханова (1979), Государственной премии СССР (1983). Действительный член Международного Института философии (1981), доктор honoris causa Иенского университета (1979), иностранный член АН ГДР.
       О. являлся членом ред. колл. (и одним из вед. авторов) "Истории философии" (Т.1-6, М., 1957-1965), а также "Краткого очерка истории философии".
       Многие работы Ойзермана посвящены немецкой классической философии и истории философии марксизма.
       Ойзерман стремился преодолеть одностороннее представление о Канте как лишь о предшественнике Гегеля, считая, что последний в ряде отношений возвращается к тому типу метафизики, несостоятельность которого была убедительно показана Кантом. Выдающееся значение кантовской гносеологии.
       Ойзерман видит в том, что присущие реальности формы всеобщности впервые были поняты и как субъективные, т.е. присущие сознанию, формы.
       Ойзерман исследовал также вклад, внесенный в философию Фихте и Шеллингом. Исследуя немецкий классический идеализм, О. приходит к выводу, что задача материалистические переработки идеалистической диалектики, поставленная Марксом и Энгельсом, не была в полной мере решена ни ими, ни их последователями, сохраняя свою актуальность и в наше время. Особое внимание уделено формированию марксизма, т.е. развитию "домарксистских" взглядов Маркса и Энгельса, а также развитию марксистской теории на опыте революций 1848.
       Ойзерман показывает, что Маркс и Энгельс в дальнейшем отказались от идеи непрерывной революции, которую они обосновывали в 1848-1849. В работах по теории историко-философского процесса исследуются процессы дифференциации, дивергенции, поляризации философских учений, сочетающиеся с интеграцией философских идей. Существование неопредел, множества философских учений трактуется не как исторически преходящий процесс, который рано или поздно завершится созданием "окончательной", последней философии, а как modus essendi филос, благодаря которому она постоянно обогащается новыми идеями и глубже постигает свое историческое прошлое. Следовательно, плюрализация философских учений - закон развития философии, специфически характеризующий эту область познания.
       Ойзерман разрабатывал вопрос о типологии мировоззрений, разграничивая философское, естественно-научное, социально-политическое и религиозное мировоззрения. Философия определяется О. как система убеждений, образующих общее теоретическое мировоззрение, которое осмысливает, критически обобщает повседневный опыт, феномен человеческой личности, общественную практику, научное познание, историю человечества, исследует многообразие присущих природе и обществу форм всеобщности, разрабатывая на этой основе принципы познания, оценки поведения и практической деятельности вообще, с которыми люди в различные эпохи связывают свои коренные жизненные интересы.
       Критически переосмысливая историю марксизма, Ойзерман отрицает существование верховных, всеохватывающих законов, неизвестных какой-либо науке, доказывая, что то, что именуется "законами диалектики", не является таковыми, а представляет лишь обобщение некоторых общих процессов, изучаемых науками. Анализируя основы истории материалистического, О. приходил к выводу, что "общественное бытие" есть не что иное как общественная жизнь, которая включает в себя и общественное сознание, обусловливаемое ею подобно тому, как целое обусловливает свои части.
       В теории познания Ойзерман обосновывал положение о существовании абстрактных истин, пересматривая идущее от Гегеля утверждение, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретной истиной, согласно Ойзерману, является согласование абстрактных истин, которое далеко не всегда возможно.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:09:18 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"