AZ-libr.ру

информационный портал





Одоевский Владимир Фёдорович
[11.08.1803-11.03.1869]

  Другие персоны с фамилией Одоевский
Другие персоны с именем Владимир
Кто родился в этот день 11.08
Кто родился в этот год 1803

       - философ, популяризатор научных знаний, писатель, музыкальный критик.
       Род. в Москве.
       Происходил по прямой линии от рода Рюриковичей; отец - директор Московского отделения Государственного ассигнационного банка, статский советник, мать - из небогатых дворян.
       Обучался в Московском университетском благородном пансионе (1816-1822) - привилегированном учебном заведении, где воспитанники имели право выбирать предметы. Он получил возможность сосредоточиться на изучении философии и словесности. Увлекался Ф.Шеллингом.
       С 1823 находился на государственной службе.
       В 1823 Одоевский примкнул к литературному кружку Раича (Амфитеатрова) и в том же году стал членом кружка любомудров, а затем и председатель общества любомудрия.
       В 1826 переехал в Петербург, поступил на службу в Комитет иностранной цензуры.
       С 1846 - помощник директора Публичной библиотеки и директор Румянцевского музея.
       В 1862 Румянцевский музей был переведен в Москву, тогда же переехал в Москву Одоевский.
       На протяжении ряда лет имел дружеские связи и творческие контакты с А.С.Пушкиным.
       В 1836-1837 помогал Пушкину в редактировании "Современника".
       Умер в Москве, похоронен в Донском монастыре.
       В области философии Одоевский разрабатывал проблемы онтологии, теориии познания и эстетики. О. считал наиболее обоснованной объективно-идеалистическую концепцию первичности Абсолюта, Всеобщего, Духовного. С его точки зрения, главное в телах - духовное начало. Всякий предмет имеет только одну сущность, должна быть мысль, которая была бы основанием всех оснований, условием всех условий, "Сущность", в которой заключались бы сущности всех предметов. Это и есть Абсолют, некий "Безуслов". Познание Абсолюта с самого начала мышления человечества составляло цель философов, стремившихся открыть законы мысли о существовании этого Абсолюта. Природа вторична: сущее кончается на границе природы, которая лишь ущербно, лишь вещественно отражает всесовершенство. Да и человек, "существо разумное", хотя и более сущностно, но также лишь отражает Абсолют. Идеальное и реальное - две равноценные стороны Абсолюта.
       Для Одоевский характерно стремление осознать философию как методогию наук, как всеобщую научную методологию. Генеральные диалектические идеи - развитие, единство противоположностей и связи единства с многообразием были руководящими принципами его дальнейших философских построений. В основе важнейших представлений Одоевского в области истории философии лежат идея единства, идея развития как прогресса, противоборства единичного и всеобщего, вида и рода, интенсии и экстенсии как движущих сил этого развития, осуществляющегося по тройственному ритму.
       Считая Одоевского пионером русского космизма, С.Г.Семенова и А.Г.Гачева пишут, что его работам присущ пафос русского космизма, заключающийся в абсолютной полноте знания и управления, когда вовсе не останется ни вне, ни внутри человека мрака и хаоса, когда во вселенной, проникнутой сердечной мыслью и высочайшим нравственным чувством, воцарится новый, благой тип бытия (см.: В.Ф.Одоевский // Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993. С.37).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:08:58 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"