Овчаренко Яков Петрович
|
Другие персоны с фамилией Овчаренко
Другие персоны с именем Яков Кто родился в этот день 14.12 Кто родился в этот год 1905 |
[1(14).12.1905, с. Безгиново Старобельского уезда Екатеринославской губ.—
13.8.1937, Москва, Бутырская тюрьма]
— поэт.
Украинец.
Родился в крестьянской семье. Рано потерял мать. Не закончив 4-классной земской
школы, отправляется в 1920 в скитания по Украине, во время которых вступает
добровольцем во 2-ю Черниговскую дивизию Котовского, где служит ездовым у
начальника особого отдела И.Крылова. Здесь за ним закрепляется прозвище
Приблудный, ставшее впоследствии его литературным именем. Летом 1921 Приблудный
приезжает в Москву, где по рекомендации Крылова его принимают в интернат для
одаренных детей. В окт. 1922 поступает (без экзаменов, а только по
прослушивании его стихов) в руководимый В.Я.Брюсовым Высший
литературно-художественный институт.
В 1923 Приблудный знакомится (через В.Наседкина) с Есениным, с которым входит в
довольно близкие отношения, становясь чуть ли не членом его семьи, его
«адъютантом» и в силу своего спортивного «имиджа» его «телохранителем». Есенин
интересуется литературными успехами Приблудного, упоминает о нем в переписке со
своими корреспондентами, пишет ему самому письма (утеряны при аресте
Приблудного); в некрологе на смерть Брюсова называет его в числе лучших
студентов лит. института, считает своим учеником и дает ему колоритную оценку:
«Замечательная стерва и талантливый поэт, очень хороший...» (Мануйлов В.А. О
Сергее Есенине // С.А.Есенин в воспоминаниях современников. М., 1986. Т.2.
С.185). Выступления Приблудного (чаще всего вместе с Есениным) тепло
принимаются публикой; людям, встречавшим его вместе с Есениным, он запомнился
«очень талантливым мальчиком», стихи которого «поражают» своей красочностью и
звучностью» (Назарова А. Воспоминания // С.А.Есенин: Материалы к биографии. М.,
1992. С.136).
Что же касается личных черт Приблудного, то современники отмечают: «По натуре
Иван Приблудный был честным, добродушным человеком, большим шутником,
весельчаком, но где-то в глубине его глаз таилась грусть» (А.Скрипов); «В
институте учился молодой талантливый поэт, силач Иван Приблудный — красивый
широкоплечий парень, которого Есенин очень любил» (Чихачев П. Московские
встречи // Дон. 1958. №3. С.160); упоминаются также освещенное «безоблачной
мальчишеской улыбкой и горячими карими глазами» простое открытое лицо, сильный,
с «мягкой хрипотцой» голос.
Первые стихи Приблудного появляются в 1923 в журнале «Красная нива» и сборнике
«Рабочая весна». Отмечая вскоре эти публикации, В.Львов-Рогачевский назвал их
автора «талантливым, темпераментным юношей, находящимся под влиянием Есенина, и
выразил уверенность, что тот не замедлит примкнуть к группе "Перевал"»
(Львов-Рогачевский В. Книга для чтения по истории новейшей русской литературы).
В 1923 готовится к печати и сборник стихов «Гость из Украины. Стихи. 1923,
январь — июль» (в свет не вышел, макет хранится в РО ИМЛИ).
По расформировании в 1925 Брюсовского литературного института Приблудный
переводится в Ленинградский университет, откуда после смерти Есенина
возвращается в Москву.
В 1926 выпускает в издательстве «Никитинские субботники» свою первую книгу
«Тополь на камне», узловое стих, которой — «Город кирпичный, грозный,
огромный...» — напечатано с посвящением: «Любимому учителю моему Сергею
Есенину». Значительная часть книги уделена впечатлениям детства, картинам
родного края с удачным воссозданием в них украинского колорита с помощью
локально-географической лексики (гай, шлях, левада, баштаны, хутор, човен),
пейзажа («Зреют белые личики хат...»), в общем ощущении присущего этому краю
простора: «Пахнут дали зрелым хлебом, / Шелестит камыш...» Не менее
существенную часть «Тополя» составляют стих, программного для новокрестьянской
поэзии характера, в которых автор выступает принципиальным антиурбанистом,
представителем «крестьянской купницы», миссия которого — нести в холодный
бездушный город «тепло... долин» своей деревенской «лунной родины». На волне
конфликта между естественно-природным началом и искусственно-цивилизованным
развивается и собственно лирическая тема книги, автор которой, заявив о том,
что принес в город свое «воловье здоровье», вынужден тут же поделиться и своей
надеждой: «Лишь бы дали с годами расцвесть, / Остальное со мной расцветет». В
любимой он видит далекую от горожанок, с их прихотливыми повадками («Надоела
пудреная стая, / Хитрые повадки, что ни день...»), женщину, живущую
естественными чувствами, близкую к природе: «Теплая, здоровая, крутая, / Ты,
как нива, вспаханная мной...»
В 1931 выходит второй и последний сборник стихов Приблудного «С добрым утром»,
в котором развитие основных тем предшествующей книги дополняется разделом
«Взбудораженные дни» («Ливнем Октября освежена...», «Пятилетка» и проч.).
Художническое видение Приблудного исключительно реалистично, его лирика тепла,
задушевна, с налетом здорового юмора, язык легок, прозрачен (не обременен
метафорами), ритм стиха музыкальный, не случайно некоторые стихи Приблудного
приобретали в кругах московской богемы хождение песни (например: «Прощай,
подруженька, ты девочка гулящая...»). По отношению к поэзии ново-крестьян
старшего поколения стих Приблудного более энергичен и мажорен, что
соответствует и более жизнерадостному мироощущению самого поэта. «Непочатым
степным здоровьем веет от Приблудного... Никакого надрыва у Приблудного нет.
Избыток сил сказывается и в его склонности к балагурству, что совершенно чуждо
и Есенину и Наседкину», — отмечал исследователь, тут же добавляя: «Но он
прославляет все органическое, стихийное, связанное более с инстинктом, чем с
разумом, совсем не увлекается темой о пробуждающемся сознании» (Розанов И.
Русские лирики. М., 1929. С.87). Этот несвойственный поэтам-новокрестьянам
старшего поколения оптимизм имеет и свою обратную сторону. Так, если мотив
памяти у Есенина развивается в тесном сопряжении с темой национальной истории и
мифологии, создавая весьма глубокий образ лирического героя и напряженное поле
его многозначного бытия, то у Приблудный «вспоминаемые эпизоды детства»
подаются «в описательной манере, методом простого перечисления», что лишает
звучание этого мотива «той драматической, а зачастую и трагической
тональности», которая присуща Есенину (Савченко Т.— С.126).
Оставшись без Есенина и не имея своего жилья, Приблудный ведет неустроенный,
бесприютный образ жизни, ночуя у приятелей, знакомых и просто в подъездах.
Попытка обзавестись жилплощадью не дает результатов. С иронией и горечью он
пишет об этом в своих стихах. Приблудный послужил прообразом героя романа
М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Ивана Бездомного (Чудакова М. Жизнеописание
Михаила Булгакова. 2-е изд. М., 1990. С.272). Во второй половине 1920-х ОГПУ
завербовывает Приблудный в качестве своего негласного сотрудника. Это, однако,
не только не приносит ожидаемых результатов, но несостоявшийся осведомитель в
1931 рассекречивает себя, а само ОГПУ пытается убедить в том, что оно
«преувеличивает политическое значение поступающих в его распоряжение агентурных
данных о политической нелояльности поведения тех или иных лиц» («"Дело" Ивана
Приблудного...»). Этот поступок обходится Приблудному тремя годами ссылки в
Астрахань. Одновременно в том же 1931 его исключают из СП (восстановлен
посмертно в 1988), а критические упоминания о нем начинают носить исключительно
негативный характер. Отмеченный в 1927 В.Красильниковым как наиболее
талантливый поэт «из молодого поколения выдвиженцев Октября», он
характеризуется теперь как создатель «вредных и плохих стихов», как автор
«беспартийного "Доброго утра", с которым «нужно решительно бороться» (Гладков
Л. Из внутренней рецензии на сборники «С добрым утром» // ЦГАЛИ. Ф.1698. Оп.1.
Ед. хр. 140), его поэзия расценивается как «история погружения крестьянского
парня из зажиточной семьи в болото богемы нэповского города» (Селивановский А.
Очерки по истории русской советской поэзии. М., 1936. С.180). По возвращении из
Астрахани Приблудный выступает со стихами, в основном только носящими характер
злободневно-политического заказа.
В 1937 Приблудный был арестован по сфабрикованному обвинению в принадлежности к
«террористической группе из среды поэтов», к которой причисляются также
В.Наседкин, П.Васильев, И.Макаров, Г.Есенин (сын поэта) и др. Как показывают
материалы следствия, мужественно отрицавший свою вину Приблудный не дал ни на
кого показаний. Последний автограф Приблудного — надпись на стене тюремной
камеры: «Меня приговорили к вышке. Иван Приблудный».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх