AZ-libr.ру

информационный портал





Оболенский Леонид Егорович
[21.03.1845-06.10.1906]

  Другие персоны с фамилией Оболенский
Другие персоны с именем Леонид
Кто родился в этот день 21.03
Кто родился в этот год 1845

       - философ, социолог, журналист, поэт и писатель.
       Род. в Малоархангельске.
       Учился в Медико-хирургической академии, изучал философию и юриспруденцию в Московском университете.
       Был близок к народническому кружку ишутинцев. Арестован по делу Д.В.Каракозова и заключен в Петропавловскую крепость. Выслан из Петербурга (1866).
       В 1870 получил разрешение на переезд в г.Орел (в связи со смертью отца). Находился под надзором полиции до 1878; занимался адвокатской практикой.
       С конца 70-х гг. сотрудничал в народнических журалах "Мысль", "Русское богатство" и других. Занимался разработкой проблем эстетики, социологической личности, морали и общественного развития.
       Скончался в Петербурге.
       Мировоззренческие позиции О. менялись. Как отмечает его биограф Н.Г.Самсонова, он вначале, в 60-х гг., разделял взгляды позитивиста О.Конта, но со временем стал все больше оценивать и критиковать контовскую концепцию.
       В 80-90-е гг. он пытался создать собственную философскую систему. Его "панфилософия" была близка к спинозизму, объединенному с монодуализмом Грота. Он полагал, что сам факт существования сознания требует допущения некоей мировой субстанции, в которой осуществляется синтез субъективного и объективного, полное слияние материи и духа в едином целом. То, что материалисты называют материей, с его точка зрения, есгь только объективная сторона мировой субстанции. Мы сами и весь мир состоим из одной и той же первоматерии, органично связанной с идеальной субстанцией, с субъективной стороной мирового бытия ("РФС". С.341-342). Никакие сложные явления, даже такие, как прогресс, нельзя понять без проникновения в их субъективную природу.
       Оболенский критиковал марксизм. Считал, что исторический материализм "узок" в подходе к реальности. Оболенский полагал, что в основе прогресса лежат различные чувствования, в том числе волевые. Все чувствования имеют генетическим центром "я", только симпатия - голос того общего и единого, которое временно приняло оболочку индивидуальности. Любовь и жалость мы можем считать законом и свойством мировой сущности, Бога. В субъективных явлениях мы имеем свойство сущности, непосредственно являющейся нам, в объективных - только символизацию той же неведомой сущности.
       Значительное внимание уделял Оболенский раскрытию сущности и функций философии, считал благодетельной борьбу точек зрения в ней. В то же время эта борьба, по его мнению, "компрометировала философию, давая возможность думать, что там, где нет единства, где вечные - разделение и вражда, там не может быть силы, не может быть истины. Это и было ошибкой" ("История мысли. Опыт критической истории философии". 2 изд. СПб., 1904. С.29).
       Оболенский считал, что со временем наступит период растущей интеграции в философии, станет преобладать синтез и вместе с тем философия придет к величайшим открытиям истины. Философия должна давать нам цельное представление о мире, она должна охватывать и обладать чувства и сущность мира, должна быть панфилос, если хочет служить жизни. Материализм и позитивизм не удовлетворяют этому требованию. Они дают лишь один элемент мира, его скелет вместо целого. Человек может порождать в себе хотения и желания, которых нет, но которые путем знания он считает нужными и полезными. Воля без мотивов не только не свободна, а просто ничто. Сознательная воля всегда мотивирована, и чем выше и разумнее мотивы, тем она свободнее, т.е. независимее от всего, кроме чистых требований разума и первичного альтруизма (см.: "ИНФ". С.560-561).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:06:56 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"