Оболдуев Георгий Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Оболдуев
Другие персоны с именем Георгий Кто родился в этот день 19.05 Кто родился в этот год 1898 |
[7(19).5.1898, Москва — 27.8.1954, Голицыно Московской обл.]
— поэт, переводчик.
Из дворянской семьи (отец, Николай Платонович Оболдуев, был предводителем дворянства г.Коврова).
Оболдуев с сестрой рано остались сиротами. Воспитывала их сестра отца, а после ее скорой смерти дети
оказались на попечении ее дочери. После окончания в 1916 7-й Московской казенной гимназии Оболдуев
поступил на историко-филологический факулдьтет Московского университета, где проучился 3 курса
(занимался в семинаре профессора П.Н.Сакулина): учеба была прервана Гражданской войной. Оболдуев
служил в Красной Армии в тяжелом артдивизионе, из которого уволился в запас. В анкете Оболдуев
указывал: «с 1918 по 1922 г. в Культурно-Просветительских отделах в тылу и на фронте» (РГАЛИ. Ф.596.
Оп.2. Ед.хр.10. Л.186).
Осенью 1921 Оболдуев поступил на 3-й курс Высшего литературно-художественного института им.
В.Брюсова (окончил в 1924). Еще с дореволюционного времени Оболдуев серьезно занимался музыкой,
окончил музыкальную школу. В студенческую пору участвовал как пианист в концертах. Стихи писал с
14-15 лет, но они не сохранились. По окончании учебы стал служить литературным редактором в
издательствах: в ГИХЛе, Партиздате, Профиздате.
Несмотря на занятость, много пишет, к 1934 создает несколько стихотворных циклов. Но до печати
доходит всего одно стихотворение «Скачет босой жеребец...» (Новый мир. 1929. №5).
Созданные в 1930-е стихотворные циклы «Поэтическое обозренье», «Людское обозренье», «Живописное
обозренье», «Устойчивое неравновесье» сразу обнаружили оригинальность его поэтического зрения:
прихотливая вязь сцен, пейзажей, картин, объединенных не сюжетно-мотивными скрепами, а
вызывающе-неожиданными ассоциациями: «Еще нагибаются ветви, / Заглядывая в окна. <...> Но пылким
сиянием зарева / Пышет существование города: / Стрекочут по глазам / Пулеметные очереди фонарей
<...>/ Тявкает в пригороде трамвай». Поэт саркастичен и гневен, когда несколькими гротескными
штрихами набрасывает «людское обозренье» тех, кто живет, «не подымая век»: «Она живет на доходы
мужа. / Обед посвистывает на примусе. / Повечерело настолько, что ужас / Проступает на ней без
примеси. <...>/ Но есть любовник молодой. / Завтра проводит с рынка. / Ощипет как курицу. Холодком /
Потрагивается женская спинка».
Изысканная артистичность и блестящая образованность переплавлялись в стихах в артистизм видения:
«Цитатой леса, маленькая роща / Стояла на виду...» («Поэзия», 1946); «Швырнув сонату клавишам, / Как
солнца луч — поляне, / Я ароматом давешним / Шершавлю обонянье» («Месяц», 1948), становилась
основой точки зрения: «И, как в серебряные блюдца / Под бегом яблок наливных, / Чужие жизни
перельются / В мой жадный и горячий стих» («Насечки», 1947).
Любовная лирика Оболдуева так же оригинальна, как и все, им написанное. Нежность он подправляет
иронией, поэтизирует всплески ревности, разбавляет пронзительный лиризм «неловкостью»
ритмически-интонационных поворотов: «Ты плывешь, моя забота, / Девушка моя: / Мне ни плакать
неохота / Что-то, не смея... / Поскорей телеграфируй: / Встретить побегу, / Потому что жить без милой /
Очень не могу. / Ничего не надо, кроме... / (Флагов над водой?) / Нет... чтоб здесь, чтоб в этом доме / Ты
была со мной» («Шомполом твоей улыбки...», 1938).
Сохранение гражданского, человеческого, художнического достоинства перед лицом наступавшей
антикультуры было для него не только поэтической темой, но судьбой: «Мы не знаем ни храмов, ни
скиний, / Откровения ждет наш ковчег. / Нам и город зияет пустыней, / Потому что там выпал, как иней /
От дыханья судьбы человек» («Жезл», 1947).
Взгляд Оболдуева может быть подчеркнуто вызывающ, даже эпатажен, переплавляясь в изоморфный
стиль, но всегда мотивированный авторской позицией. Попав в такой фокус, даже тема войны звучит у
Оболдуева обыденно-страшно и одновременно трагически: «Он лежал не один: шевелилось внутри и
вокруг / В жизнерадостном трепете разнообразное тленье. / ...Он стал частью родимой ландшафта, земли
и растенья» («Похоронка», 1947).
Поэт неистощим на метафорические образы, вдохновленный неистощимостью творчества самой природы.
Его «повествования-обозрения» (В.Глоцер) построены как цепочка сравнений-описаний, отсутствие
глаголов в которых не отменяет динамики самих картин, рождаемых «карнавальным» воображением
поэта: «Добродушные своры репейников; / Шерстяные веера лопухов; / Вспыльчивые стаи крапив; /
Пряные горлы дягилей; / Ситцевые куколки мальв, / Угрюмые рюмки повилик; / Китайские зонтики анисов;
/ Прислушивающиеся головы подсолнечников; / Связное перестукивание камышей; / Стеариновые
фарфоры водяных лилий...» В то же время поэт не претендует на непогрешимость взгляда. Недаром
название раздела его рукописного сборника стало своеобразной формулой его поэтического зрения:
«Устойчивое неравновесье. Внутри, вокруг и около».
Ироническая, гротескная интонация его стихов была сродни музыке любимого им С.Прокофьева.
Не имея выхода к читателю, Оболдуев участвовал в литературной жизни, читая свои стихи на
«Никитинских субботниках». В изустной версии и в рукописи его циклы были известны по крайней мере
поэтам. Среди его друзей С.П.Бобров, А.Квятковский, И.А.Аксёнов, К.Андреев, И.Пулькин. В начале
1930-х на «оболдуевки» в его московском доме собиралась литературная и музыкальная молодежь. Но в
самом конце 1933 Оболдуев был арестован по доносу, обвинен по статье 58 (пункт 10) УК РСФСР («за
контрреволюционную пропаганду и распространение подрывных антисоветских материалов», а именно за
чтение стихов М.Цветаевой и их распространение) и с марта 1934 по 1939 отбывал ссылку в
г.Медвежьегорск (Карелия), работая концертмейстером и дирижером в театре, где играли ссыльные, в их
числе и профессиональные актеры из Москвы и Ленинграда.
По возвращении из ссылки Оболдуев не имел права жить в Москве и еще 13 городах, поэтому его жизнь в
эти годы, как вспоминала его жена, поэтесса Е.А.Благинина, была исполнена «мытарств, поисков работы,
беззащитности и неустройства» («Краткие заметы»). В 1943 Оболдуев мобилизовали в армию, где он
прослужил до 1945: сначала разведчиком в противотанковом дивизионе (по авг. 1944), затем в запасном
полку. Последствием военной контузии стала тяжелая форма гипертонии, сведшая его в могилу.
Литературная судьба Оболдуева не изменилась и после войны: «неравновесие его жизни было
устойчивым» (Л.Озеров). Он продолжал интенсивно писать, но его произведения не доходили до печати.
Литературный заработок доставляли Оболдуев переводы с иностранных языков и с языков народов СССР
(грузинского, белорусского, литовского и др.). Так, в 1948 он перевел поэму А.Мицкевича «Гражина», в
1952 — главы из «Всеобщей песни» П.Неруды. Он также сочинял тексты для детских передач на радио,
писал романсы, либретто оперы «Василиса Прекрасная» и музыкальной комедии Г.Доницетти «Свадьба при
фонарях».
В 1941-52 Оболдуев работал над романом в стихах (10 песен, 12-строчная ямбическая строфа) «Я видел» о
жизни небогатой дворянской семьи в первые два десятилетия XX в.: «Тураев юн: ни подл, / Ни без ошибок,
/ Он был, как ветви ветл, / Упруг и гибок. / От аскетизма йогов / К снам Гюисманса / Бродил с пучком
итогов / Не без буянства». Множество лирических отступлений органично сочетались с романной линией,
даря читателю россыпь житейских и житийных наблюдений, легко и свободно вмещающихся в избранную
строфу: «Один отпущен век / По жизни на нос, / Но каждый человек / Немножко Янус. / Неравновесье
зыбко — / Из яви в память: / Он золото с улыбкой / Меняет на медь. / И больше жизни медь / Беречь
горазд. / Хоть медь лишь помереть / И даст». По завершении романа Оболдуев делал безуспешные
попытки опубликовать его.
Так в полной безвестности, в глубоком подполье, прошла жизнь поэта Оболдуева. Отчаянные интонации
его поздней лирики (А.Терезин определил их как «загробные») — не лит. поза: «Могешь ли ты: / Могу,
могу / Сиреной выть в ночи "угу-у!"»
Только после смерти Оболдуев стараниями его вдовы Е.А.Благининой стихи стали появляться в газетах,
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх