AZ-libr.ру

информационный портал





Носов Сергей Анатольевич
[19.02.1957]

  Другие персоны с фамилией Носов
Другие персоны с именем Сергей
Кто родился в этот день 19.02
Кто родился в этот год 1957

       [19.2.1957, Ленинград]
       — прозаик, драматург.
       Родился в семье инженеров. Окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения (1980) и заочное отделение Литературного института им. А.М.Горького (1988). Работал инженером, сторожем шахты метростроя, редактором в журнале «Костер» и на «Радио России». Начинал как поэт (первая публикация — «Аврора». 1980. №10. С.100-103).
       В 1979-80 член ЛИТО Глеба Семёнова. Участник поэтической антологии «Поздние петербуржцы» (СПб., 1995. С.141-153). Именно как «проза поэта» воспринята первая книга Носова «Внизу, под звездами» (Л., 1990): отмечалась «лирическая подоплека» его прозы, «суггестивность стиля» (рец.: Пурин А. [рубрика «Литературный календарь»] // Нева. 1990. №12. С.189).
       В 1992 активно сотрудничает с газетой «Литератор», где публикует стих, и рассказы, позже вошедшие в «Памятник Во Всем Виноватому» (СПб., 1994) — книгу, оставляющую впечатление мрачной и причудливой фантасмагории. Изображая эпоху перемен, Носов охотно прибегает к специфическому гротеску, природа которого не столько в утрировании действительности, сколько в выборе неожиданного ракурса для авторского взгляда на реальность.
       Частная жизнь на фоне событий мировой истории времен «холодной войны» изображена не без элементов пародии на мемуарную и «шпионскую» литературу в романе «Хозяйка истории» (фрагменты — Звезда. 1999. №5; полностью: СПб., 2000). В то время как большинство пишущих об этом романе находило его «смешным» или «очень смешным», Д.Ольшанский обратил внимание на отнюдь нешуточные читательские эмоции: «Важнейшая из них — почти тактильное прикосновение к липкому и крадущемуся Злу» в лице «монструозного ничтожества», упивающегося властью над другим человеком (Сегодня. 2001. 16 февр.). Роман попал в шорт-лист русского Букера (2001), вызвал много печатных откликов, часто внелитературного свойства, имел за пределами собственного текста своеобразное продолжение на страницах периодики, в частности, в ответах персонажа, самодовольного интеллектуала-графомана М.Подпругина, тем или иным литературным критикам.
       Действие романа «Член общества, или Голодное время» (СПб., 2001; годовая премия журнала «Октябрь» за 2000 по публикации в №5) происходит в Петербурге осенью 1991 в переломное для страны время, которому сопутствуют бытовые неурядицы, неразбериха, сумятица в головах и чувствах — «то ипохондрия, то эйфория». Несмотря на ярко выраженные социальные мотивы, произведение было прочитано прежде всего как «филологическое»; характерный отзыв: «Роман-палимпсест, написанный поверх всей петербургской ветви русской литературы» (Независимая газета. 2000. 20 окт.). «Носову удалось, казалось бы, невозможное — вписать в "петербургский текст" новую страницу, создав взрывчатую смесь из "Бобка" Достоевского, "Петербурга" Андрея Белого и "Гарпогианы" Вагинова» (Скидан А. «Версия письма» в новом формате // Петербург на Невском. 2001. №4. С.40).
       Фантасмагория провинциальных выборов предстает в романе «Дайте мне обезьяну» (М., 2001; М., 2003), попавшем в шорт-лист премии «Национальный бестселлер» (2002) и вызвавшем ряд противоположных оценок от крайне уничижительной реплики Н.Елисеева «никакой не роман» (Новый мир. 2002. №5) до апофеозной дефиниции Е.Лесина: «Что до романа, то он в целом гениален» (Книжное обозрение. 2001. 3 дек.).
       В 2005 Носов пишет роман «Грачи улетели» (опубл. 1-я часть под названием «Точки перегиба»: Звезда. 2005. №3) — иронически-философское повествование о современном искусстве, неожиданно ставшем «актуальным» для трех простых советских граждан. Автор ищет ответ на вечный вопрос о предназначении человека.
       Носов — автор около двух десятков пьес (кроме того, в соавторстве с поэтом Г.А.Григорьевым им написано большое число радиопьес, главным образом детских). Излюбленный жанр — трагикомедия. Для драматургии Носов характерны живой выразительный диалог, пренебрежение театральными условностями, парадоксальность. Налицо желание автора реабилитировать драматургию как род литры, ориентация не только на зрителя, но и на вдумчивого читателя; возможно, поэтому пьесы Носова охотно переиздают в различных сборниках и журналах. Наиболее успешная сценическая судьба у трагифарса «Дон Педро» (1993). Пьеса о дружбе-вражде двух современных стариков, ищущих спасение от ужасов повседневности в простодушном и наивном мифотворчестве, не сходит со сцены с 1996 (премьера: фестиваль камерной пьесы в Челябинске — самостоятельная работа актеров Алексея Петренко и Альберта Филозова, 1996; далее: Государственный академический театр комедии им. Н.П.Акимова, СПб., 1997 и др. постановки).
       По мнению В.Л.Топорова, творчество Носова «сочетает честность с забавностью, приятность с серьезностью, смех со слезами в пропорции, незатейливо предлагаемой самой жизнью» («Писатель завтрашней моды», предисл. к книге «Хозяйка истории». С.10).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:05:56 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"