Новак Витезслав
|
Другие персоны с фамилией Новак
Другие персоны с именем Витезслав Кто родился в этот день 05.12 Кто родился в этот год 1870 |
- чешский композитор. Музыкальное образование получил в Пражской консерватории, где занимался у А.Дворжака и К.Бендля (композиция), Й.Йиранека (фортепиано). С 1909г. вел классу композиции в той же консерватории, в 1919-22гг. был ее директором. В числе учеников Новака многие видные чешские композиторы - Я. и О.Йеремиаш, Б.Вомачка, А.Хаба, Э.Аксман, Л.Выцпалек, Я.Кржичка, В.Добиаш и др.
Уже первое крупное произведение Новака - серенада для малого оркестра - была тепло принята слушателями и вызвала одобрение Дворжака. Начав с подражания Шуману ("Вариации на тему Шумана" для фортепиано, фортепианный концерт), Новак в зрелые годы вырабатывает свой стиль, берущий основу в словацком песенном фольклоре. Словацкие интонации преобладают в наиболее известных инструментальных сочинениях Новака: симфониях, драматической увертюре "Марыша", симфонической поэме "В Татрах", "Словацкой сюите", "Южночешской сюите" и других. В своей музыке Новак идет по стопам Дворжака, являясь продолжателем реалистических традиций чешской музыкальной культуры. Все оперы Новака и большая часть его программных сочинениях написаны по сюжетам, взятым из чешской и словацкой литературы или из жизни родной страны. В числе наиболее известных произведений Новака симфоническая поэма "Томан и лесная фея", "Осенняя симфония" для солиста, хора и оркестра, программная "Майская симфония" (тематический материал произведений составляют чешские и словацкие мелодии, а также русская песня "Эй, ухнем"), симфоническая картина "Буря" на слова С.Чеха, 2-й струнных квартет, и др. Во многим обработках Новака чешских и словацких народных песен и танцев для хора без сопровождения, для голоса в сопровождении фортепиано композитору удалось сохранить всю непосредственность и все своеобразие национального фольклора.
Соч.: оперы (даты постановок) - "Звиковский домовой" (1919), "Карлштейн" (1916), "Люцерна" (по пьесе А.Ирасека, 1923), "Завещание деда" (1926); балеты (по рассказам С.Чеха) - "Синьорина Молодость" (постановка 1930г.), "Никотина" (постановка 1930г.); для оркестра - Осенняя симфония с хором (1934), Майская симфония (1942), увертюра "Марыша" (1898), симфонические поэмы - "В Татрах" (1902), "О вечной тоске" (по сказке X.К.Андерсена, 1904), "Томан и лесная фея" (1906), "Пан" (1910) и "De profundis" (1941), "Словацкая сюита" (1903); увертюры - "Корсар" (1892), "Леди Годива" (1907), Южночешская сюита (1937), Экзотическая сюита; фортепианный концерт (1895); фортепианный квинтет, фортепианный квартет, 3 струнных квартета, 2 фортепианное трио, соната для виолончели и фортепиано, соната для альта, фортепианные пьесы - Героическая соната, Словацкая сюита, Экзотическая сюита, "Пан" (три последних произведения впоследствии были переработаны Новаком для оркестра); симфоническая картина для солистов, хора и оркестра - "Буря" (1910), 4 баллады для хора с оркестром (1913), 12 вариаций для женского хора (1938) и др., песни, обработки народных песен.
Лит.: Левенбах Я., В.Новак, "Русская Музыкальная Газета" 1911, №51-52;
Выдающийся композитор Чехословакии, "Советская Музыка" 1949, №10;
Бэлза И., В.Новак, М., 1960;
Nеjedlу Z., V.Novak, Praha 1921;
Holzknecht V., V.Novak, Praha, 1948;
Debl V., V.Novak, Praha, 1964.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх