Новгород-Северский Иван Иванович
|
Другие персоны с фамилией Новгород-Северский
Другие персоны с именем Иван Кто родился в этот день 25.11 Кто родился в этот год 1893 |
[13(25).11.1893, Алексеевск-на-Амуре — 10.7.1969, Ванв, под Парижем]
— поэт, прозаик.
Уроженец Сибири. Детство провел на Амуре, затем жил в Мариинске Томской губернии, учился в Омском
механико-техническом училище, окончил военную школу в Иркутске. Далекие предки были переселенцами
из древнего Новгорода-Северского, этим был подсказан его литературный псевдоним
«Новгородъ-Северский».
В молодости исходил и изъездил весь сибирский край от Арктики до Алтая и Приморья на лошади, на
лыжах, почтовых упряжках по делам Переселенческого управления и по личным интересам. Писать стихи
начал в 1913 под впечатлением увиденного и пережитого. По названиям стих, можно проследить
маршруты поэта-путешественника: «Индигирка», «Арктика», «Медвежьи острова». Цикл «Пески поют»
уводит в Среднюю Азию, Монголию, Тибет, «Ковыль да поле» — на Алтай.
Участвовал в Первой мировой войне в качестве офицера, получил контузию, последствия которой
сказывались всю жизнь. В годы Гражданской войны служил в Добровольческой армии, был произведен
Врангелем в полковники.
В 1920 через Константинополь эмигрировал в Болгарию, а оттуда — во Францию, в Париж. Еще в
Константинополе много писал. Здесь вышла его первая книга «Как растут кресты» (1921).
В 1926-27 учился в Сергиевском богословском ин-те (Париж). Женился на племяннице И.С.Шмелева
Ю.А.Кутыриной.
В Париже были напечатаны циклы стих, о сибирском севере — «Заполярье» (1939), «Тундра» (1939), «Чум»
(1939), «Аргышъ» (караван собачьих упряжек по-эвенкийски) (1939), «Шаманы» (1940), «Айсберги» (1942)
и др.
«Певцом ледяной пустыни» назвал его И.Шмелев недаром. Жуткий безбрежный простор северных степей
вдохновляет поэта, умеющего одухотворить и согреть величаво-недвижную холодную природу. У него
богатая палитра для изображения внешнего (торосов, сполохов, айсбергов): «Огненных лисиц,
серебряных песцов, / Горят следы, / Как звезды в небе дальнем, / Где лыжи опытных ловцов / Стрелой
летят / В снегу хрустальном» («Чум»); «Тунгуска — старая колдунья / Идет на север в полнолунье / Стучит
дорожным посошком». Уроженец Сибири, «он с детства научился чувствовать природу этого сурового
края и нашел свой особый язык, чтобы говорить о нем» (Ю.Терапиано. Памяти Новгород-Северского): «Как
скальды северных лесов, / Я воспеваю тундру, горы / И вод арктических просторы, / Ища в них отзвук
голосов».
С задушевностью и теплотой изображает поэт цветы и травы, птиц и зверей, выявляя в них «характеры»:
«кедры — кудри, / Но не шутят / Кедры с буйной головой», «Снега много за таежкой <...> подснежничек
— цветок / Семенит зеленой ножкой, / Звонкий выкинул флажок: / На сугробы наступает...», «Цветет
медвежье ушко! / Медведь наверно обронил. <...> Здесь видно бой / Какой-то был. <...> С медвежьим
ушком василек / Делили солнечный лужок». Ласковое внимание ко всему, проникновенная философская
наблюдательность становятся примечательной чертой его поэтического взгляда: «Шпажник-травка... /
Он со шпагой, / Он как рыцарь полевой, / Он бедовый, / Он с отвагой, / Он не выдаст с головой <...>/ Ты
укрой меня, бродя-гу, от судьбины роковой!» («Шпажник»).
«Богатство внутреннего видения» (И.С.Шмелев) помогает поэту за внешним увидеть нетленные
прообразы-идеи, поэтому терпеливо и сострадательно вглядывается он в самые невзрачные земные
явления: «Обрамлен густою травкой — / Словно спрятали в острог... / На кого глядит украдкой / Этот
дикий лепесток? / Почему он сир на свете, / Отчего горька сума? / Говорят, садила цветик / Богородица
сама» («Кукушкины слезки»). Духовная углубленность и чувство благоговения — неизменное настроение
поэта: «В шорохе трав многоустом / Молиться душа не устанет» («Снежная псалтырь»). Изображая
примитивную «вотяцкую божничку», он восклицает: «И Бог, дивясь их простоте, / Живет и в чурке, как в
кресте!» («Вотяцкая божничка»).
В 1949 Новгород-Северский издал в Париже оригинальный поэтический цикл «Самоцветы». К тайне
каждого камня он подбирает индивидуальный ключ: легендарный, исторический, мистический,
магический: «Много знали / Камни-пророки, / Видеть устали. / Сон их глубокий» («Оникс»), «Вот камень
царственный сапфир — / Дворцовый блеск, огонь порфир», «Аквамарин — застывшая волна, /
Зелено-голубой русалий камень», «Изумруды... Это — травы, / Травы каменных миров: / Камневейные
оправы / Камнелиственной дубравы, / Звезд неведомых покров».
В книге философско-космической лирики «К созвездиям. Огнекрылый путь. Лунный цветок» (Париж, б.г.)
философская вдумчивость поэтического взгляда Новгород-Северского проявилась наиболее отчетливо.
Планеты и звезды он наделяет антропоморфными чертами: «звездоокий и лучистый» Марс, мудрый старец
Нептун («Покрыт морщинами твой лик, / А твоего не слышно вздоха, / Как страж планет на грани мира, /
Ты попираешь неба даль / Стопой тяжелой и нескорой»), огнедышащая Венера. Но, устремив взгляд к
небесам, планетам, в глубины мироздания, он и там видит «божественный замысел»: «Но все же Вышнего
рука / Видна и здесь. / Она в заботах — / Я видел камень в лунных гротах, / Он наподобие цветка»
(«Лунный цветок»).
В 1966 в Париже Новгород-Северский издал поэтическую книгу «Матерь Божия Державная», в которую
вошли стихи — молитвенные обращения к различным иконам Богоматери (более 50), наполненные
удивительно задушевными интонациями и светлой простотой. «И тянет свежей мяткой, / Июльским
ветерком, / Младенец за лампадкой / Сияет васильком» («Икона "Благоуханный цвет", 15 ноября»);
«Оазисом в пустыне / Твой вертоград цветет <...> / Монахи-кипарисы / Поют полиелей... / Елей из синей
выси / Пустынникам излей» («Икона "Тобольская", 8 июня»). Исторические и легендарные мотивы и
аллюзии переплетены здесь с лирической трактовкой иконографических образов: «Не в Путивле плачет
Ярославна, / А по всей родной земле, / С нею Матерь Божья неустанно / Сыну молится во мгле» («Икона
"Путивльская", 2 мая»).
Небольшие поэтические книги «Библейские напевы» (Париж, [6. г.]), «Песнь Песней» (Париж, [б. г.]), «Аве
Мария» (Париж, 1958) обнаруживают глубину религиозных чувств поэта и их лирическую доминанту. В
миниатюрах «Библейских напевов» Новгород-Северский прочитывает цитаты из пророческих книг,
извлекая из них и отвлеченный, и злободневный смыслы: «Народ созрел... / Народ все знал / И сам упал —
/ Конец народу Моему, / Не буду я прощать Ему, / Не подниму» (Кн. пророка Амоса 8:1: «...видение открыл
мне Господь Бог: вот, корзина со спелыми плодами...»).
Определение своей поэзии как «светлой, бодрой» (И.Шмелев) Новгород-Северский оправдывает прежде
всего тем, что его духовному взору неизменно предстоит мир горний с божественным целительным светом:
«Я кузнечик с маленькою скрипкой, / Свои стихи кую малюсеньким смычком / И мне Христос, сияющий
улыбкой, / Из лилий полевых устроил светлый дом!» («Как эти васильки»).
Прозаическое наследие Новгород-Северского представлено своеобразными сказками, легендами,
рассказами. В книгу «Сказки сибирские: Легенды о Божией Матери» (Мюнхен, 1960; Париж, 1961) вошли 30
сказок и легенд. Известные сказочные сюжеты получают у него «сибирскую» прописку и религиозную
окрашенность «Аленушкин Китеж. Пасхальный рассказ»), а христианские мотивы, в свою очередь,
сочетаются с мистическими мотивами сибирского фольклора. В итоге сказочный мир, оказывается, так же
исполнен Божественной истины, как события Священной истории. Легенды о Божией Матери основаны на
апокрифических мотивах («Греченюшка»), а ориентированы на былинки, исполненные в сказовой манере
(«Чудесная жнея»).
Рецензенты отмечали также мягкий юмор, приверженность народному языку, стилевой парафраз сказок
Пушкина: «Зачинатся сказка — елова подмазка, от сивки, от бурки, от вещей каурки. У глухоморья
сибирского, у стана богатырского, на льду киянском, озере Канском, стоит зелена листвяжина, золоты
маковки. Стоит — небо подпират. На ей в зиму-зимскую сполохи играют. По этой по лесине ходит кот —
баюн говорун...»
Сборник «Моя Сибирь» (1973) включает 100 рассказов. В их основе — реальные события жизни
Новгород-Северский и исторический материал (о сибирских монастырях, известных людях Сибири).
Нравственные уроки усматриваются автором в незатейливых жизненных наблюдениях («Малиновка.
Безутешное горе»).
В 1960-е Новгород-Северский печатался в журнале «Возрождение» (стихи, «Таежные рассказы»),
публиковал рассказы и сказки в «Гранях» (Мюнхен). Писал много: 31 книгу стихов и 5 книг прозы
упоминает сам писатель. Первая посмертная публикация — сборник рассказов «Христос у моря
Галилейского — видение Петра» (1970) включает также перепечатки статей о творчестве писателя.
Критики разных поколений сошлись в определении главного пафоса творчества Новгород-Северского Ср.:
«Мир в ощущении Новгород-Северского пронизан духовными излучениями высшего мира» (Ю.Терапиано) и
«талантливый русский писатель, воодушевленный религиозными идеями» (В.Казак).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх