| 
Новгород-Северский Иван Иванович  
 | 
| Другие персоны с фамилией Новгород-Северский Другие персоны с именем Иван Кто родился в этот день 25.11 Кто родился в этот год 1893 | 
      
[13(25).11.1893, Алексеевск-на-Амуре — 10.7.1969, Ванв, под Парижем] 
      
 — поэт, прозаик. 
      
Уроженец Сибири. Детство провел на Амуре, затем жил в Мариинске Томской губернии, учился в Омском 
механико-техническом училище, окончил военную школу в Иркутске. Далекие предки были переселенцами 
из древнего Новгорода-Северского, этим был подсказан его литературный псевдоним 
«Новгородъ-Северский». 
      
В молодости исходил и изъездил весь сибирский край от Арктики до Алтая и Приморья на лошади, на 
лыжах, почтовых упряжках по делам Переселенческого управления и по личным интересам. Писать стихи 
начал в 1913 под впечатлением увиденного и пережитого. По названиям стих, можно проследить 
маршруты поэта-путешественника: «Индигирка», «Арктика», «Медвежьи острова». Цикл «Пески поют» 
уводит в Среднюю Азию, Монголию, Тибет, «Ковыль да поле» — на Алтай. 
      
Участвовал в Первой мировой войне в качестве офицера, получил контузию, последствия которой 
сказывались всю жизнь. В годы Гражданской войны служил в Добровольческой армии, был произведен 
Врангелем в полковники.  
      
В 1920 через Константинополь эмигрировал в Болгарию, а оттуда — во Францию, в Париж. Еще в 
Константинополе много писал. Здесь вышла его первая книга «Как растут кресты» (1921). 
      
В 1926-27 учился в Сергиевском богословском ин-те (Париж). Женился на племяннице И.С.Шмелева 
Ю.А.Кутыриной. 
      
В Париже были напечатаны циклы стих, о сибирском севере — «Заполярье» (1939), «Тундра» (1939), «Чум» 
(1939), «Аргышъ» (караван собачьих упряжек по-эвенкийски) (1939), «Шаманы» (1940), «Айсберги» (1942) 
и др. 
      
«Певцом ледяной пустыни» назвал его И.Шмелев недаром. Жуткий безбрежный простор северных степей 
вдохновляет поэта, умеющего одухотворить и согреть величаво-недвижную холодную природу. У него 
богатая палитра для изображения внешнего (торосов, сполохов, айсбергов): «Огненных лисиц, 
серебряных песцов, / Горят следы, / Как звезды в небе дальнем, / Где лыжи опытных ловцов / Стрелой 
летят / В снегу хрустальном» («Чум»); «Тунгуска — старая колдунья / Идет на север в полнолунье / Стучит 
дорожным посошком». Уроженец Сибири, «он с детства научился чувствовать природу этого сурового 
края и нашел свой особый язык, чтобы говорить о нем» (Ю.Терапиано. Памяти Новгород-Северского): «Как 
скальды северных лесов, / Я воспеваю тундру, горы / И вод арктических просторы, / Ища в них отзвук 
голосов». 
      
С задушевностью и теплотой изображает поэт цветы и травы, птиц и зверей, выявляя в них «характеры»: 
«кедры — кудри, / Но не шутят / Кедры с буйной головой», «Снега много за таежкой <...> подснежничек 
— цветок / Семенит зеленой ножкой, / Звонкий выкинул флажок: / На сугробы наступает...», «Цветет 
медвежье ушко! / Медведь наверно обронил. <...> Здесь видно бой / Какой-то был. <...> С медвежьим 
ушком василек / Делили солнечный лужок». Ласковое внимание ко всему, проникновенная философская 
наблюдательность становятся примечательной чертой его поэтического взгляда: «Шпажник-травка... / 
Он со шпагой, / Он как рыцарь полевой, / Он бедовый, / Он с отвагой, / Он не выдаст с головой <...>/ Ты 
укрой меня, бродя-гу, от судьбины роковой!» («Шпажник»). 
      
«Богатство внутреннего видения» (И.С.Шмелев) помогает поэту за внешним увидеть нетленные 
прообразы-идеи, поэтому терпеливо и сострадательно вглядывается он в самые невзрачные земные 
явления: «Обрамлен густою травкой — / Словно спрятали в острог... / На кого глядит украдкой / Этот 
дикий лепесток? / Почему он сир на свете, / Отчего горька сума? / Говорят, садила цветик / Богородица 
сама» («Кукушкины слезки»). Духовная углубленность и чувство благоговения — неизменное настроение 
поэта: «В шорохе трав многоустом / Молиться душа не устанет» («Снежная псалтырь»). Изображая 
примитивную «вотяцкую божничку», он восклицает: «И Бог, дивясь их простоте, / Живет и в чурке, как в 
кресте!» («Вотяцкая божничка»). 
      
В 1949 Новгород-Северский издал в Париже оригинальный поэтический цикл «Самоцветы». К тайне 
каждого камня он подбирает индивидуальный ключ: легендарный, исторический, мистический, 
магический: «Много знали / Камни-пророки, / Видеть устали. / Сон их глубокий» («Оникс»), «Вот камень 
царственный сапфир — / Дворцовый блеск, огонь порфир», «Аквамарин — застывшая волна, / 
Зелено-голубой русалий камень», «Изумруды... Это — травы, / Травы каменных миров: / Камневейные 
оправы / Камнелиственной дубравы, / Звезд неведомых покров». 
      
В книге философско-космической лирики «К созвездиям. Огнекрылый путь. Лунный цветок» (Париж, б.г.) 
философская вдумчивость поэтического взгляда Новгород-Северского проявилась наиболее отчетливо. 
Планеты и звезды он наделяет антропоморфными чертами: «звездоокий и лучистый» Марс, мудрый старец 
Нептун («Покрыт морщинами твой лик, / А твоего не слышно вздоха, / Как страж планет на грани мира, / 
Ты попираешь неба даль / Стопой тяжелой и нескорой»), огнедышащая Венера. Но, устремив взгляд к 
небесам, планетам, в глубины мироздания, он и там видит «божественный замысел»: «Но все же Вышнего 
рука / Видна и здесь. / Она в заботах — / Я видел камень в лунных гротах, / Он наподобие цветка» 
(«Лунный цветок»). 
      
В 1966 в Париже Новгород-Северский издал поэтическую книгу «Матерь Божия Державная», в которую 
вошли стихи — молитвенные обращения к различным иконам Богоматери (более 50), наполненные 
удивительно задушевными интонациями и светлой простотой. «И тянет свежей мяткой, / Июльским 
ветерком, / Младенец за лампадкой / Сияет васильком» («Икона "Благоуханный цвет", 15 ноября»); 
«Оазисом в пустыне / Твой вертоград цветет <...> / Монахи-кипарисы / Поют полиелей... / Елей из синей 
выси / Пустынникам излей» («Икона "Тобольская", 8 июня»). Исторические и легендарные мотивы и 
аллюзии переплетены здесь с лирической трактовкой иконографических образов: «Не в Путивле плачет 
Ярославна, / А по всей родной земле, / С нею Матерь Божья неустанно / Сыну молится во мгле» («Икона 
"Путивльская", 2 мая»). 
      
Небольшие поэтические книги «Библейские напевы» (Париж, [6. г.]), «Песнь Песней» (Париж, [б. г.]), «Аве 
Мария» (Париж, 1958) обнаруживают глубину религиозных чувств поэта и их лирическую доминанту. В 
миниатюрах «Библейских напевов» Новгород-Северский прочитывает цитаты из пророческих книг, 
извлекая из них и отвлеченный, и злободневный смыслы: «Народ созрел... / Народ все знал / И сам упал — 
/ Конец народу Моему, / Не буду я прощать Ему, / Не подниму» (Кн. пророка Амоса 8:1: «...видение открыл 
мне Господь Бог: вот, корзина со спелыми плодами...»). 
      
Определение своей поэзии как «светлой, бодрой» (И.Шмелев) Новгород-Северский оправдывает прежде 
всего тем, что его духовному взору неизменно предстоит мир горний с божественным целительным светом: 
«Я кузнечик с маленькою скрипкой, / Свои стихи кую малюсеньким смычком / И мне Христос, сияющий 
улыбкой, / Из лилий полевых устроил светлый дом!» («Как эти васильки»). 
      
Прозаическое наследие Новгород-Северского представлено своеобразными сказками, легендами, 
рассказами. В книгу «Сказки сибирские: Легенды о Божией Матери» (Мюнхен, 1960; Париж, 1961) вошли 30 
сказок и легенд. Известные сказочные сюжеты получают у него «сибирскую» прописку и религиозную 
окрашенность «Аленушкин Китеж. Пасхальный рассказ»), а христианские мотивы, в свою очередь, 
сочетаются с мистическими мотивами сибирского фольклора. В итоге сказочный мир, оказывается, так же 
исполнен Божественной истины, как события Священной истории. Легенды о Божией Матери основаны на 
апокрифических мотивах («Греченюшка»), а ориентированы на былинки, исполненные в сказовой манере 
(«Чудесная жнея»). 
      
Рецензенты отмечали также мягкий юмор, приверженность народному языку, стилевой парафраз сказок 
Пушкина: «Зачинатся сказка — елова подмазка, от сивки, от бурки, от вещей каурки. У глухоморья 
сибирского, у стана богатырского, на льду киянском, озере Канском, стоит зелена листвяжина, золоты 
маковки. Стоит — небо подпират. На ей в зиму-зимскую сполохи играют. По этой по лесине ходит кот — 
баюн говорун...» 
      
Сборник «Моя Сибирь» (1973) включает 100 рассказов. В их основе — реальные события жизни 
Новгород-Северский и исторический материал (о сибирских монастырях, известных людях Сибири). 
Нравственные уроки усматриваются автором в незатейливых жизненных наблюдениях («Малиновка. 
Безутешное горе»). 
      
В 1960-е Новгород-Северский печатался в журнале «Возрождение» (стихи, «Таежные рассказы»), 
публиковал рассказы и сказки в «Гранях» (Мюнхен). Писал много: 31 книгу стихов и 5 книг прозы 
упоминает сам писатель. Первая посмертная публикация — сборник рассказов «Христос у моря 
Галилейского — видение Петра» (1970) включает также перепечатки статей о творчестве писателя. 
      
Критики разных поколений сошлись в определении главного пафоса творчества Новгород-Северского Ср.: 
«Мир в ощущении Новгород-Северского пронизан духовными излучениями высшего мира» (Ю.Терапиано) и 
«талантливый русский писатель, воодушевленный религиозными идеями» (В.Казак).
Литература и другие источники информации
| 
Дата последнего изменения: | 
Наверх