AZ-libr.ру

информационный портал





Новгородцев Павел Иванович
[12.03.1866-23.04.1924]

  Другие персоны с фамилией Новгородцев
Другие персоны с именем Павел
Кто родился в этот день 12.03
Кто родился в этот год 1866

       - правовед, философ, социолог, общественно-политический деятель.
       Род. в г.Бахмут Екатеринославской губ.
       Учился в Екатеринославской гимназии. Окончил юридический факультет Московского университета (1888) и был оставлен на кафедре истории философии права для подготовки к профессорскому званию. Более 4 лет был за границей, слушал лекции в Берлине и Париже.
       В 1903 защитил диссертацию на степень доктора государственного права.
       С 1894 преподавал в Московском университете, с 1904 - в должности ординарного профессора.
       В то же время преподавал философию на Высших женских курсах и сотрудничал в ряде научных журналов.
       С 1906 - директор и профессор Московского высшего коммерческого института. Один из авторов и редактор сборника статей "Проблемы идеализма" (М., 1902). Участвовал в основании Конституционно-демократической партии, являлся членом ее Центрального комитета.
       В 1906 избран депутатом I Государственной думы. После избрания в Думу Н. отказался от профессуры и вплоть до 1911 продолжал чтение лекций в Московском университете на правах приват-доцента.
       После роспуска Думы был среди подписавших Выборгское воззвание; отбыв за это тюремное наказание, отошел от активной политической деятельности. Член-учредитель Лиги русской культуры. После революции - один из участников сборника "Из глубины" (1918).
       В бывшем Коммерческом институте (получившем название "Институт народного хозяйства им. К.Маркса") он был переизбран на новый срок профессором в мае 1919, хотя еще летом 1918 окончательно покинул Москву под угрозой ареста и расстрела.
       Во время гражданской войны в Симферополе читал лекции в Таврическом университете.
       В 1920 выехал из Крыма за границу, жил сначала в Берлине, где принимал участие в издававшейся там газеты "Руль", затем (с весны 1922) в Праге.
       В 1922-1924 - декан основанного им Русского юридического факультета. Учредитель и первый председатель пражского Религиозно-философского общества им. Вл.Соловьева. Член Братства святой Софии. Первый председатель Русской академической группы в Чехословакии.
       Умер в Праге.
       Новгородцева как мыслителя глубоко интересовали вопросы социальной жизни, в особенности вопрос об общественном идеале и его отношении к реальному политическому режиму, к политическим теориям и философии. Об актуальности этого говорит хотя бы тот факт, что даже сейчас, в самом начале третьего тысячелетия, некоторые деятели политики и даже представители отдельных наук заворожены на первый взгляд убеждающим вроде бы положением: в основе того или иного политического режима лежит та или иная философская система: в СССР то была марксистская философия в Германии Гитлера - философия Ницше и Хайдеггера и т.п.; эти философы якобы и "ответственны" за соответствующий политеский режим. Это представление о существовании однозначной связи между политическим режимом и философии.
       Новгородцев считает пережитком прошлых эпох, когда головы затмевали однозначно механические связи Ньютона-Галилея и когда из истории, убеждающей в вероятностных соотношениях сложных систем, своевременно не делались выводы. Философы, конечно, не обходят вопросов, связанных с конкретным политическим режимом (как, к примеру, Платон или Фихте). Но, во-первых, они при этом становятся политиками, оставляя в стороне свое дело, к которому призваны, а во-вторых, их рекомендации не принимают в расчет профессиональные политики. У философа применительно к политической реальности другие задачи. "В содержание общественной философии,- писал он,- вовсе не могут войти ни построения абсолютно гармонических "последних" состояний, ни представления о переходе к этим сверхприродным нормам жизни. Общественная философия должна указать путь к высшему совершенству, но определить этот путь она может лишь общими и отвлеченными чертами. В этом могут признать ее неполноту и границы; но прежде всего она сама должна с ясностью представить себе эту границу, чтобы не впасть в недоразумения и ошибки" ("Об общественном идеале". М., 1991. С.60-61).
       Функции философии, по Новгородцеву, состоят лишь в разработке общественного идеала, который и может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве. "Оставаясь на почве чисто философского анализа, далее этого определения идеала как вечного требования идти нельзя" (С.69). "Философское разрешение этой проблемы не может иметь в виду указания конкретной программы действий" (С.110). Общественный же идеал устанавливается философии в связи с основной нравственной нормой, каковою является понятие личности в ее безусловном значении и бесконечном призвании. Жизнь личности колеблется между двумя полюсами: стремлением к индивидуальному самоутверждению и тяготением к безусловному и сверхиндивидуальному. "Безусловный принцип личности с необходимостью приводит,- подчеркивает Новгородцев,- к идее всечеловеческой, вселенской солидарности... Общественный идеал можно определить как принцип свободного универсализма" (С.111).
       Между философией и политикой (или политическим режимом) - множество посредствующих звеньев, одним из которых и является общественный идеал в его конкретном виде. Вследствие этого и других обстоятельств указанная связь вовсе не однолинейная, а вероятностная (одно-многозначная или, как можно сказать, много-многозначная). Она обусловливает, с одной стороны, необходимость филос. в целом для политического режима, а с другой - необязательность политических лидеров в своей реальной политике ориентироваться только на одну какую-то философскую систему (или даже какую-то ее часть).
       Новгородцев анализировал философскую основу идеи естественного права, видел эту основу в этике. Для него этика могла быть основана лишь на идее абсолютной ценности. При этом он выступал против крайностей "историзма" и вытекающего из него релятивизма. Как отмечает В.В.Зеньковский (3. "ИРФ". Т.II. ч.2. 1991. С.127-128), вся тема его капитального труда "Об общественном идеале" в сущности связана с проблемой Абсолютного - но взятой не в абстрактной форме, а в социальном мышлении. Он тесно связывал относительное с абсолютным.
       Новгородцев показывает разложение утопии земного рая, как незаконной абсолютизации относительных форм социальной жизни. Истинное понятие о безусловном идеале относит мысль о его всецелом осуществлении за пределы конечных явлений. В центр построений общественной философии должна быть поставлена не будущая гармония истории, а вечный идеал добра, ибо не в связи с будущим, а в связи с вечным получает значение и оправдание каждая эпоха. Центром и целью нравственного мира является человек, живая человеческая душа, которая не может быть принесена в жертву обществу и его устроению помимо личности с ее потребностью свободного самоопределения,- как это мы находим во всех утопиях. Идеал свободной общественности не может быть никогда осуществлен в условиях истории.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:04:02 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"