Нилин Павел Филиппович
|
Другие персоны с фамилией Нилин
Другие персоны с именем Павел Кто родился в этот день 16.01 Кто родился в этот год 1908 |
[3(16).1.1908, Иркутск — 2.10.1981, Москва]
— прозаик, сценарист, драматург.
Отец Нилин — ссыльный поселенец, выходец из крестьян Саратовской губ., был его главным учителем.
Обучал старославянскому языку, знакомил с литераторами недавнего столетия — Загоскиным,
Данилевским, Крестовским. В 10 лет Нилин остался без отца, рано начал работать — сначала подручным
кузнеца, в 14 лет — учеником слесаря, затем кочегаром в горкомхозе, рабочим на лесопильном и пивном
заводах. Уже комсомольцем служил в уголовном розыске в таежном городке Тулуне.
С 1924 сотрудничает в иркутской газете «Власть труда». Первая заметка «Иркутские трущобы»
(свидетельствующая о знакомстве Нилина с «Петербургскими трущобами» В.Крестовского) давала
социальные зарисовки нэпманского «дна», она была подписана псевдонимом Павел Дин.
В 1928 Нилин отправляется повидать «остальной» мир. Ненадолго задерживается в различных городах,
зарабатывая на пропитание в местных газетах. Так, в Самаре сотрудничал в «Средневолжской коммуне»,
на Донбассе, в Шахтах заведовал отделом и писал фельетоны в «Красном шахтере».
В 1929 прибыл в Москву. Сначала сотрудничает в «Гудке», затем — в «Известиях», с 1933 — в журнале
«Наши достижения».
В 1936 в журнале «Новый мир» напечатан роман Нилина «Человек идет в гору (Очерки обыкновенной
жизни)». Произведение содержало характерные приметы времени, отличалось достоверностью
характеров, в то же время построение сюжета было несколько упрощенным и схематичным.
В 1936-37 Нилин создает и публикует рассказы («Первый муж Вари Паниной», «Последняя кража»,
«Ближайший родственник», «Знаменитый Павлюк» и др.), в которых уже обозначилась точность
изображения предметной среды, динамики времени. Нилин был продолжателем бытописательской линии,
идущей от XIX в., его прозу отличает простота, не лишенная живописной образности. По-прежнему
ощутимы отголоски «Петербургских трущоб» В.Крестовского. Так, в рассказе «Последняя кража» дается
несколько социальных срезов, вплоть до тюремного, с подробным описанием их повседневной жизни; в
рассказе «Знаменитый Павлюк» приводится вариант текста тюремной песни о Лонцове, приведенной и
В.Крестовским. «Знаменитый Павлюк» стал творческой вехой для Нилина. Глубокий нравственный
подтекст произведения высвечивается характерными художественными приемами — тексты наполнены
пластикой и движением, по художественному эффекту близкими к кинематографическому видеоряду.
Вероятно, Нилин, ощутив эту особенность своего письма, обращается к жанру киносценария. В 1940
дебют первой серии кинофильма «Большая жизнь» (по мотивам романа «Человек идет в гору») принес
успех и Государственную премию СССР (1941). Вторая серия того же фильма (1946) подверглась острой
критике и задержалась с выходом на экран на 12 лет. В 1940 по мотивам рассказов и повестей был написан
сценарий фильма «Любимая девушка».
Военная проза Нилина отличается сдержанностью, однозначностью коллизий. По следам первых
трагических событий войны в нояб. 1941 Нилин создает повесть «Линия жизни». Фактографичность
граничит с очерковостью. Столь же лаконичны как в средствах изображения, так и в сюжетном
построении военные рассказы: «Дуэль», «Дом господина Эшке в городе Веневе», «Егор или Василий?»,
«Пятно», «Завтра».
17 лет спустя на военном материале будет написана пронизанная атмосферой напряженного внутреннего
спора повесть «Через кладбище». Критика не случайно ставит ее у истоков военной прозы В.Быкова,
поскольку драматизм в ней не только событийно-ситуационный, но и психологический. Одна из героинь —
партизанская вдова Ева — загадочна для окружающих. Она зарабатывает на жизнь, служа в немецкой
комендатуре, сводит там знакомства, с неприкрытым любопытством наблюдает за бытом немцев, отмечая
его житейские преимущества. С удовольствием примеряет на себя красивые немецкие вещи. При этом она
благородно и бескорыстно помогает партизанам, проявляя неожиданную для такой, казалось бы,
легкомысленной красавицы как физическую, так и нравственную силу.
В 1965 по сценарию Нилина повесть была экранизирована.
Повести «Испытательный срок» и «Жестокость» (обе — 1956) были единодушно оценены критикой как
вершинные достижения Нилина. Произведения связаны между собой событийно и через некоторых
персонажей, хотя вполне самостоятельны. В основу «Жестокости» положен довоенный рассказ «О
любви», некоторые автобиографические подробности. Произведению свойственны особое доверительное
звучание, исключительно точные интонации. Г.Бакланов так сформулировал свое первое впечатление от
«Жестокости»: «Думал не о книге, а о тех людях, к кому в жизни был несправедлив, вспоминались давние
случаи, когда я мог, как мне казалось, гордиться своей правотой, а вот сейчас по другому, более
глубокому счету видел, что был не прав и, наверное, жесток... А ведь это о самом главном: о том, как
жить» (Цит. по: Потапов А.— С.8). Несмотря на идеологическую определенность, эта книга в полном
смысле о ценностях вечных; социальная борьба, которая разворачивается в глухой тайге, предстает не
плакатно-агитационно, а глубоко трагедийно, и слова главного героя Веньки Малышева: «Мы за все
отвечаем, что есть и что будет при нас» — звучат не пафосно, а как эстетическая доминанта вынесенного
писателем жизненного опыта. Ф.Абрамов писал: «Вся послевоенная городская психологическая
литература с обостренным подходом к нравственным вопросам, с оценкой тех или иных периодов истории,
на мой взгляд, пошла от Нилина, и прежде всего от такой великолепной книги, как "Жестокость"» (Цит.
по: Потапов А.— С.14).
В 1959 по сценарию Нилина был поставлен одноименный фильм.
Многие произведения Нилина известны прежде всего по фильмам: «Сестры (Две жизни)» (1957, по
рассказу «Жучка, или Осень в Жухарях»); «Единственная» (1959, по рассказу «Дурь»); «Впервые
замужем» (1980, по одноименному рассказу) и др. Фильмы по сценариям Нилина, как и его литературные
произведения, отличает обостренное чувство трагизма человеческой жизни («если иметь в виду
неизбежное ее завершение в каждом конкретном индивиде» — Нилин), что помогает ощутить зрителю и
читателю, «как упоительна и неукротима жизнь и при крайних ее неожиданностях».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх