Неретина Светлана Сергеевна
|
Другие персоны с фамилией Неретина
Другие персоны с именем Светлана Кто родился в этот день 28.04 Кто родился в этот год 1941 |
- специалист в области философии, теории и истории культуры, медиевист; доктор философских наук.
Окончила исторический факультет МГУ (1963), аспирантуру Института истории АН СССР (1967).
В 1968-1971 работала в секторе методологии истории (после роспуска сектора - в отделе общих проблем) этого института;
с 1973 - научный редактор в издательстве "Прогресс", затем - в редакции журнала "Природа";
в 1987-1988 - старший научный сотрудник ИИЕТ АН СССР.
С 1988 - старший научный сотрудник ИФ РАН,
с 1995 по настоящее время - ведущий научный сотрудник этого же института.
Профессор кафедры зарубежной философии РГГУ.
Входила в группу "Диалог культур" (руководитель В.С.Библер).
Кандидатская диссертация - "Специфика средневекового сознания (на примере "Схоластической истории" Петра Коместора)" (1978).
Докторская диссертация - "Специфика средневекового философствования. Концептуализм Пьера Абеляра" (1994).
В работах Неретиной средневековое мышление представлено верующим, или причащающим, разумом. В контексте теологически ориентированной культуры логика являла собой особые формы созерцания Бога, что позволяет рассматривать ее как теологику.
Разум и мистика, считает Неретина, оказываются моментами единой философско-теологической системы, поскольку разум мистически направлен, а мистика рационально организована. Способ средневекового познания определяется как медитативная диалектика. В силу того что всеобще-необходимое знание принадлежит Богу, любое человеческое суждение приобретает модальный характер, а основанием познания является любовь к Богу. При такого рода познании когнитивные акты суждения оказываются нагруженными нравственными актами суждения, а механизмы когнитивных актов есть механизмы нравственных актов спасения. Следствием признания вероятностности познания является изменение характера предикации: ограниченность идеи определения через указание родо-видовых отношений востребовало идею описания или иносказания, играющими роль статуса субъекта. Поэтому в средневековом познании ведущая роль принадлежит тропам.
Неретина анализирует средневековую логику высказывания, единицей которой является концепт при основополагающей разработке понятий "эквивокация" ("двуосмысленность"), "интенция", "субъект-субстанция" и пр.
В области теории культуры Неретина полагает, что XX в. - это и есть "время культуры". Идея культуры, определяется ли она через традицию или уникальность, существует в рамках европейского мышления и тесно связана с христианством. Однако процессы, ныне происходящие, можно считать постхристианскими и посткультурными, потому что и нынешнее христианство включено в гораздо более разнородный религиозный мир, и мир в целом представляет гораздо более однородный мир производства, потребления и обмена, что повлекло негативное отношение и к традиции, и к "старой" этике, а в сфере религии - и к догматике. Теоретической и практической переоценке подверглась (в свете идеи интертекстуальности, развенчивания идеи знаковости языка) и идея уникальности произведения культуры.
Современное состояние, как считает Неретина, можно представить как одно из состояний гностицизма, которому свойственны синкретизм, сосуществование разных форм мышления и социальных практик, мифотворчества.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх