Некрасов Всеволод Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Некрасов
Другие персоны с именем Всеволод Кто родился в этот день 24.03 Кто родился в этот год 1934 |
[24.3.1934, Москва]
— поэт, литературовед, критик.
Родился в семье учителей, рано обратился к литературному творчеству. Стихи стали «получаться с конца
50-х годов». Учился на историко-филологическом факультете Московского педагогического института
им.Потемкина; позднее присоединенного к МГПИ им. Ленина, но не окончил его. С 5-го курса Некрасов был
исключен, формально — за неуспеваемость. На самом деле стихи Некрасова «не вписывались» в
традиционную советскую поэзию и распространялись в самиздате (Синтаксис. 1959. №1 и др.). Уже в
студенческие годы круг общения Некрасова не «приветствовался» в официальных кругах. Связь с
литературной студией «Магистраль» в 1959 дополняется все большей близостью к т.н. Лианозовской
группе (художники и писатели, собиравшиеся в подмосковном пос.Лианозово). Некрасов с самого начала
творческого пути интересовался проблемой взаимосвязи и взаимодействия искусств.
В 1959 он впервые приезжает к О.Рабину, живопись которого вызвала у него очень большой интерес,
знакомится с художниками и поэтами, которые позднее будут называться «лианозовской школой»
(Е.Кропивницкий, Потапова, Немухин, Вечтомов, Я.Сатуновский, И.Холин, Г.Сапгир и др.).
«Неофициальная» живопись, начиная с этого времени,— важнейшее художественное впечатление
Некрасова, во многом формирующее его поэтику. В западной славистике и поэты-лианозовцы считаются
русскими «локретистами».
Ближайшим окружением Некрасова с конца 1960-х становятся Э.Булатов и О.Васильев, живопись которых
Некрасов считает близкой своей поэзии, а также рано умерший близкий друг Некрасова — М.Соковнин,
Ф.Инфантэ и Я.Сатуновский.
В 1970-е Некрасов создает ряд т.н. визуальных стихотворений, непосредственно смыкающихся с
изобразительным искусством, принимает участие в нескольких художественных выставках как поэт и
искусствовед-теоретик. Стихи Некрасов в советских государственных издательствах не публиковались.
Он занимался корректурой, внутренним рецензированием и т.п. Большую роль сыграла его совместная
исследовательская работа с женой, профессором МГУ А.И.Журавлевой. Выходит их монография «Театр
А.Н.Островского» (1986), обстоятельная статья к 3-томному СС Д.В.Григоровича (1988). Ряд совместных
работ опубликован в книге «Пакет» (1996).
Первые печатные публикации стиховторений Некрасова появились в переводах на чешский язык в
периодике эпохи Пражской весны (конец 1960-х — «Тваж», «Мы», «Студент»).
В 1975 в Швеции вышел сборник русской «неофициальной поэзии» «Freicheit ist Freicheit», озаглавленный
включенными в него стихами. За рубежом много и охотно печатают Некрасова, но не на родине. В этом
смысле его судьба сходна с судьбой Г.Айги.
С 1970-х стихи Некрасова неоднократно публиковались в «тамиздате» — в подлинниках и переводах — на
9 европейских языков.
В Советском Союзе стихи Некрасов печатались в самиздате вплоть до конца «перестройки» 1980-х, за
исключением небольших подборок в изданиях для детей — сборник «Между летом и зимой» (1976),
«Сказка без подсказки» (1981) и «Счастливчик» (1983). Специально детской поэзией Некрасов не
занимался, но «конкретные, игровые, по-детски наивные строки» (В.Кулаков), свойственные его
пейзажной лирике, выдержаны в традиционных ритмах «считалок», «дразнилок» и т.д. (у Некрасов часто
иронически переосмысленных), детям очень близки и понятны: «Темнота / В темноте / Опускается пыльца /
Где-то там / Где-то тут / Где-то около лица / Над покрытой головой /Ив канавах у шоссе / Дождевой /
Деловой / И касающийся всех / Происходит разговор / Между небом и землей / Между летом и зимой».
Время «перестройки» открыло дорогу Некрасову в отечественные издания.
С 1989 его стихи публикуются в подборках журнала «Дружба народов» (1989. №8), «Вестник новой
литературы» (1990. №2), «Новое литературное обозрение» (1993. №5).
В 1989 с помощью О.Васильева и Э.Булатова издается книга Некрасова «Стихи из журнала», в основе
которой — подборка из самиздатовского журнала «37».
В 1991 появляется сборник «Справка», где перепечатаны все зарубежные доперестроечные публикации.
Важное место в творчестве Некрасова занимает книга «Пакет» (1996), где, кроме упомянутых выше статей
о классической литературе, опубликован ряд полемических теоретических статей Некрасова о
современной искусстве и большая подборка стих.
В 1996 в России выходят также книги «По-честному или по-другому. Портрет Ф.Инфантэ» и «Александр
Пономарев», в 1998 — «Лианозово», а в 2000 — результат двух поездок в Германию — книга «Дойче бух»,
где, по словам А.И.Журавлевой, «макаронические стихи, традиционно комические или пародийные,
становятся лирическими».
Критика (В.Г.Кулаков) усматривает в поэзии Некрасова двух периодов — «лианозовского»
(конкретивистского) и концептуалистского — отрицание прямой эксплуатации модернистских традиций
Серебряного века. Некрасов активно работает с лексическими рядами, проводя фундаментальную
инвентаризацию языка современности и тем самым осуществляя процесс, по мнению В.Г.Кулакова,
«соотносимый по своим масштабам и значению разве что с языкотворческой работой В.Хлебникова».
Г.Айги в предисловии к публикации стихотворении Некрасова в журнале «Дружба народов» подчеркивает
характер трагедийного пафоса его поэзии: «...абсурдность бесчеловечности, выраженная в его поэзии,
такова, что для обычного "нормального" ума она начинает казаться чуть ли не потусторонней, такая
высота трагического не только воспитывает души, она, кроме всего, несет в себе надежду: дух человека
может выдержать многое».
В работах В.Кулакова, М.Айзенберг, Дж.Янечека начато изучение собственной художественной системы
Некрасов, в частности его экспериментов с паронимией. Этот путь, безусловно, перспективен, при условии
состоятельного анализа всех ее типов (вокалического, мета-тетического, консонансного), жанровых и
«фонических» результатов сочетания у Некрасова, трагедийности и сатиры, лиризма и юмора,
философичности и примитивизма, вариаций верлибра и самой разнохарактерной рифмы. Не только
В.Хлебников — заслуживает внимания «перекличка» паронимии и оттенков палиндрома у Некрасов с
цветаевской «дружественностью созвучий» и «любовью к корнесловию», вариаций верлибра и самой
разнохарактерной рифмы Некрасова с поисками обэриутов и почти соприкоснувшегося с ним во времени
Г.Оболдуева. Мир Некрасова намного шире и глубже того, что о нем в данный момент написано.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх