AZ-libr.ру

информационный портал





Некрасова Ксения Александровна
[__.__.1912-17.02.1958] [род.1912г.]

  Другие персоны с фамилией Некрасова
Другие персоны с именем Ксения
Кто родился в этот год 1955

       [1912, д. Ирбитские Вершины Екатеринбургской губ. — 17.2.1958, Москва]
       — поэт.
       В одной автобиографии Некрасова сообщала: «Родилась в 1912 году. Родителей своих не помню. Взята была из приюта семьей учителя на воспитание». А в другой автобиографической заметке — что родилась на Урале: «Детство мое прошло великолепно. На шахтах, в системе Егошинских каменных полей между Ирбитом и Шадринском, около деревни Ирбитские Вершины» (А земля наша прекрасна. С.3).
       По окончании семилетки Некрасова училась в педагогическом техникуме, затем была культработником на Уралмаше, а в 1935 была направлена Свердловским обкомом комсомола в Москву продолжать обучение. 1938-41 она числится студенткой Литературного института им. Горького. А первые ее стихотворные опыты были опубликованы раньше: в 1937 в журнале «Октябрь» появились соответствующие стандарту того времени стихотворение «Украинка», «Девушка моего времени», «Отдых». Неожиданностью стала поэма «Ночь на баштане», напечатанная в том же 1937 в «Комсомольской правде». В предисловии к этой публикации Николай Асеев писал: «Глубокий оптимизм наблюдения, изучение явлений, свойство видеть великое в малом, подчеркивание значительности всего живого, входящего в наш советский быт, пейзаж, чувство и мысль,— вот идея Кс.Некрасовой».
       Во время Великой Отечественной войны Некрасова оказывается в эвакуации, в Ташкенте, где знакомится с Ахматовой, которая одобряет ее стихи.
       А после... «Писала Ксения обычно на случайных клочках бумаги, в школьных тетрадках, в альбомах для рисования. Рукописей своих она не берегла. Их не датировала» (Ярослав Смеляков).
       В основе своего поэтического мира она ощущала связь всего сущего: «У всего живого и даже неодушевленного... есть свой голос и, очевидно, свои слова и своя музыка». Из ее зрелой лирики начисто ушли социальные мотивы, «актуальные» темы Природа и каждодневный быт — вот основание мира Некрасовой «Сидят вороны на пеньке...» — и «Стоит на печи горшок»; «Сгущались сумерки в садах...» - и «Разговор со столом»; «Сказка о воде» — и «Дневное кино в будни». . Соответственно свободный стих Некрасовой амбивалентен поэзии и прозе. Это шло от приземленности ее поэтики. Ведь сама она подмечала: «А если послушать, как разговаривают и письма пишут русские люди, можно без поправления вставить в главы поэм».
       Программное стихотворение Некрасовой «Мои стихи»: «Мои стихи... / Они добры и к травам. / Они хотят хорошего домам. / И кланяются первыми при встрече / С людьми рабочими. / Мои стихи... / Они стоят учениками / Перед поэзией полей, / Когда сограждане мои / Идут в поля, / Ведут машины, / И слышит стих мой, / Как корни в почве собирают влагу / И как восходят над землею / От корневищ могучие стволы».
       Выразительный портрет Некрасовой, ее застенчивой значительности, написал известный художник-модернист Р.Фальк (воспроизведен в книге: Ксения Некрасова. Стихи. М., 1973). А словесный — поэт «строгой любви» Ярослав Смеляков: «Что мне, красавицы, ваши роскошные тряпки, / ваша изысканность, ваши духи и белье? — / Ксеня Некрасова в жалкой, соломенной шляпке / в стихотворение входит мое. / Как она бедно и как неискусно одета! / Пахнет от кройки подвалом или чердаком. / Вы не забыли стремление Ксенино это — / платье украсить матерчатым мятым цветком? / Жизнь ее, в общем, сложилась не очень удачно: / пренебреженье, насмешечки, даже хула. / Знаю я только, что где-то на станции дачной, / вечно без денег, она всухомятку жила. / На электричке в столицу она приезжала / с пачечкой новых, наивных до прелести строк. / Редко когда в озабоченных наших журналах / вдруг появлялся какой-нибудь Ксенин стишок. / Ставила буквы большие она неумело / на четвертушках бумаги, в блаженной тоске. / Так третьеклассница, между уроками, мелом / в детском наитии пишет на школьной доске. / Малой толпою, приличной по сути и с виду, / сопровождался по улицам зимним твой прах. / Не позабуду гражданскую ту панихиду, / что в крематории мы провели второпях. / И разошлись, поразъехались сразу, до срока, / кто — на собранье, кто — к детям, кто — попросту пить, / лишь бы скорее избавиться нам от упрека, / лишь бы быстрее свою виноватость забыть».

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:59:00 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"