Некрасов Андрей Сергеевич
|
Другие персоны с фамилией Некрасов
Другие персоны с именем Андрей Кто родился в этот день 22.06 Кто родился в этот год 1907 |
[10(22).6.1907, Москва — 15.2.1987, Москва]
— прозаик, очеркист.
Родился в семье врача. Увлекался чтением приключенческой литературы, в частности «Путешествиями
Марко Поло», что пробудило интерес к странствиям. Ребенком Некрасов переболел полиомиелитом, левая
нога прихрамывала. Но, вопреки обстоятельствам, Некрасов после окончания в 1924 средней школы
поступил на московскую трамвайную станцию, работал чернорабочим, монтером.
В 1926, уехав в Мурманск, стал матросом на рыболовном судне, начал вести записи «об интересных
случаях, участником и свидетелем которых приходилось быть» (Автобиография // Детская литература.
1972. №4. С.58).
С 1928 начал печатать отдельные заметки, стихи (стихи подписывал псевдонимом Топе). В журнале
«Борьба миров» (1930. №2. С.47-56) Некрасов опубликовал свой первый серьезный рассказ «Из-за Ваера»
о героях Северного моря и поступил на должность литературного секретаря журнала «Смена». Но тяга к
активной жизни заставила молодого журналиста отказаться от редакторского кресла.
В 1930 Некрасов участвовал в перелете «Москва — Дальний Восток» с известным летчиком
М.В.Водопьяновым (см.: Смена. 1930. №15).
В конце 1920-х — начале 1930-х будущий писатель «бурил нефть на Сахалине, мыл золото на Амуре, был
китобоем морского зверя на Шантарском море» (Автобиография. С.58). Сдав экстерном экзамен на
штурмана, 2 года занимался на Тихом океане организацией китобойной промышленности.
В 1933 вернулся в Москву, где познакомился с Б.С.Житковым, сыгравшим важную роль в его
профессиональном становлении. Некрасов начинает сотрудничать в детских журнала и газетах «Пионер»,
«Мурзилка», «Смена», «Ленинские внучата», «Колхозные ребята».
В 1935 вышел первый сборник рассказов Некрасова «Морские сапоги», посвященный трудовым будням
моряков и рыбаков Дальнего Востока.
Популярность пришла к Некрасову с выходом повести «Приключения капитана Врунгеля». Во время
совместной с Б.С.Житковым работы над книгой о С.М.Кирове Некрасов рассказал ему о своем давнем
знакомом А.М.Вронском, возглавившем первый китобойный трест на Дальнем Востоке. Этот удивительный
рассказчик развлекал на досуге своих друзей выдуманными историями о морских приключениях. Житков
подсказал Некрасову мысль написать небольшую повестушку о капитане, который рассказывает о своем
кругосветном плавании и «к былям небылиц без счету прибавляет» (История с Врунгелем // Детская
литература. 1968. №8. С.22). В дневниках отмечена точная дата рождения идеи повести: «Случилось это
в Москве, на Таганке, 22 декабря 1934 года, в 4 часа утра» (Капитан Врунгель, кто он? // Приключения
капитана Врунгеля. М., 1991. С.183). Имя литературного героя — Врунгель Христофор Бонифатьевич —
родилось не сразу. Некрасов точно знал, что в основе фамилии должен лежать глагол «врать» или один из
его синонимов. «После недолгих поисков возникла простая ассоциация: барон Мюнхгаузен (литературное
родство которого с героем будущей повести с самого начала было для меня бесспорным), барон Врангель
(знаменитый русский моряк, именем которого назван большой остров в Восточной Арктике) и, как
производная из этих двух имен, капитан Врунгель» (Рождение и жизнь капитана Врунгеля // Книги —
детям. 1967. С.67). В то же время писатель Н.В.Богданов убежден, что одним из прототипов капитана
Врунгеля можно считать и самого Некрасова, который слыл в редакционной среде «морским волком» и
неизменно веселил сотрудников рассказами-байками (Богданов Н. С кого списан Врунгель // Детская
литература. 1989. №12. С.45).
В 1937 появился журнальный вариант книги, который был втрое короче первоначального и печатался в
виде рисунков-комиксов и кратких подписей к ним, по 6 блоков в каждом номере (Пионер. №1-9, 11-12).
Несомненной удачей стало то, что рисунки к повести сделал известный художник К.П.Ротов. Будучи
удивительным мастером детали, он, по словам Некрасова, и его «заставил внимательнее приглядываться
к подробностям ситуаций, в которых оказались герои» (История с Врунгелем. С.23).
В 1939 вышло отдельным изданием книги. В нем были сняты редакторские правки, искажения текста,
присущие журнальному варианту. Неоднозначно оценила книгу Некрасова критика 1930-х. В журнале
«Детская литература» (1939. №7) были помещены две противоположные рецензии. Л.Кассиль отозвался о
повести одобрительно, верил, что ей суждено долгая жизнь, считая ее книгой «для тех, кто любит шутку
и ценит затейливую прелесть небылиц, кто примечает истинный жизненный смысл в смешных
несуразицах» (С.20). И.Рахтанов предрекал повести Некрасова скорое забвение, назвав ее в ряду
«скороспелок, печального, но трудно-искоренимого в жизненной практике явления» (С.22). Через 30 лет
этот же критик иначе отозвался о «Врунгеле», включив повесть в разряд «немеркнущих книг, таких,
которым суждено долгая и счастливая жизнь» (Рахтанов И. О человеке бывалом, писателе веселом //
Пионер. 1967. №9. С.58).
Большая часть произведения — монолог главного героя о своих морских путешествиях. Действие повести
развивается динамично, согласно специфике жанра приключенческого произведения. В основе сюжета
новеллы-анекдоты, в которых переплетается предельно реалистическое и фантастическое начала. С
одной стороны, пространство повести похоже на реальное: указаны конкретные географические
названия, ощущается атмосфера конца 1930-х, нарастающая угроза фашизма. Не случайно так актуально
звучат слова о пиратах, которые отличаются от тех, что были в старых приключенческих романах. С
другой стороны, повесть насыщена фантастическими элементами, схожими с теми, что свойственны
произведениям Р.Э.Распе. Содержательную основу повести из 22 главок составляет морской фольклор,
байки, небылицы, курьезные случаи. Стилистическая доминанта произведения —
пародийно-юмористическая. Способы создания комического разнообразны: комизм характеров, комизм
обстоятельств и языковой юмор. Комичны сами участники кругосветного путешествия: чудаковатый, но
неистощимо находчивый капитан Врунгель, пунктуально исполнительный, но недалекий старший
помощник капитана Лом, матрос Фукс, находчивый, но неопытный в морском деле и с явно мошенническими
наклонностями. Герои постоянно попадают в комические обстоятельства. Языковой юмор представлен,
прежде всего, говорящими фамилиями (Врунгель, Кусака, Глупстон, Бандитто и др.), языковой (название
яхты «Беда» от бывшей «Победы»), каламбурами (обыгрываются различные значения слов и выражений:
лом, фараон, песок, по носу земля и др.), перевертышами в куплетах Фукса и Врунгеля, пародиями.
В 1958 вышло 2-е издание книги, в которое добавлены некоторые рассуждения Врунгеля и «Толковый
морской словарь для бестолковых сухопутных читателей».
В 1941 Некрасов добровольцем ушел на фронт, служил в пехоте и в авиации. После войны вышли сборники
рассказов «Завидная биография» (М., 1953), «Судьба корабля» (М., 1958), «Мы были на Диксоне»
(Красноярск, 1960), в которых отражена история страны. Некрасов плодотворно работал в области
научно-популярной литературы: очерки «Высокие широты», «Плавающие материки» в соавторстве с
профессором-океанографом Н.Н.Зубовым; «Электрическое солнце», «Энергия», «Блуждающие токи». До
последних дней он был членом редколлегии журнал «Пионер» и литературно-художественный альманах
«Океан».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх