Наседкин Василий Фёдорович
|
Другие персоны с фамилией Наседкин
Другие персоны с именем Василий Кто родился в этот день 13.01 Кто родился в этот год 1895 |
[1(13).1.1895, д. Веровка Уфимской губ., Башкирия — 15.3.1938, Москва]
— поэт, мемуарист.
Сын крестьянина родом из воспетого С.Т.Аксаковым края. С детства свободно говорил по-башкирски.
Окончил сельскую приходскую школу. Вопреки родительскому отказу в средствах поступает учиться в
4-годичную учительскую семинарию в г.Стерлитамаке, подрабатывая одновременно десятником на
железной дороге.
В 1913 приезжает в Москву, где поступает в университет на физико-математический факультет, оттуда
затем переходит вольнослушателем в Народный университет им. А.Шанявского.
В 1915, оставив его, уходит добровольцем на фронт, где занимается агитацией среди солдат от партии
большевиков.
В 1917 вступает в ее ряды и принимает участие в восстании перешедших на сторону революции юнкеров
(среди которых он находился) в октябрьские дни в Москве.
В годы Гражданской войны Наседкин — комиссар Красной Армии.
В 1920 был направлен в Туркестан на борьбу с басмачами.
В 1921 порывает с партией под впечатлением увиденного на родине крестьянского разорения,
допущенного новой властью. Позже на допросе в ГПУ (1930) свое решение мотивировал: «Из ВКП(б)
вышел, с одной стороны, по болезни и еще от несогласия с политикой партии по крестьянскому вопросу. Я
видел картины продразверстки на Урале. И они произвели на меня тягостное впечатление» (Куняев Ст.,
Куняев С— С.374).
По возвращении в 1923 из Туркестана поступает в руководимый В.Брюсовым Литературный институт, в
котором «считался в начале двадцатых годов одним из лучших, способнейших учеников... Это отмечал и
сам Брюсов, внимательно следивший за творческим ростом молодого поэта, и С.Есенин, его старший
собрат...» (Чагин П.— С.4-5). Занятия в институте совмещает с редакторской работой в журнале «Город и
деревня». Входит в писательскую группу «Перевал» при редактируемом А.К.Воронским журнала «Красная
новь», направленном против левачества и администрирования рапповцев, за преемственную связь новой
литературы с лучшими традициями отечественной и мировой литературы.
В 1924 возобновляются начавшиеся еще в университете Шанявского отношения с Есениным, который даже
намеревается сделать его секретарем планируемого им альманахе «Поляне». Наседкин становится другом
семьи Есенина, в дек. 1925 он женится на его старшей сестре Екатерине. После гибели Есенина он
собирает о нем материалы (составившие основу научную биографии поэта), пишет о нем книгу
воспоминаний «Последний год Есенина» (1927). «...На фоне многообразной мемуарной литературы о Сергее
Есенине книга Наседкина выделяется своей простотой изложения, доверительностью и чистотой тона,
правдивостью в деталях. В воспоминаниях Наседкина нет той нарочитой броскости с оттенком
сенсационности, что присутствует, например, в известно нашумевшем "Романе без вранья" А.Мариенгофа
или в несколько манерных мемуарах В.Шершеневича "Великолепный очевидец". Василий Наседкин
рассказывает нам больше о бытовом укладе Есенина, о "Есенине в халате" (если вспомнить, по аналогии,
известную мемуарную серию о Бальзаке, Мериме и других европейских писателях, что выходит за
рубежом). Для автора книги "Последний год Есенина" его герой действительно близкий человек. <...> И в
то же время он показывает Есенина как большого художника, мастера слова, который знает о себе нечто
глубинное, таит в недрах души своей заветное, о чем приходится лишь догадываться, разгадывая по сей
день тайну поэта, тайну его двойника, отраженного в исповедальном поэтическом слове» (Казаков А.—
С.5,6).
В том же 1927 выходит первая книга стихов Наседкина «Теплый говор», за которой с небольшими
промежуткам следуют 2 других — «Ветер с поля» (1931) и «Стихи 1922-1932» (1933).
В основном это пейзажно-философская лирика элегического склада, присущая поэтам есенинского круга.
Стихи Наседкина «привлекали внимание теплым, душевным лиризмом, высоким пафосом любви к родной
природе, к ее степным и лесным просторам, к сини ее неба и рек, к ее ветрам, к красоте ее утренних
рассветов и закатов, к живописным картинам осени — ко всему, что, говоря словами поэта, "песни и
восторг родит на свете". Любимым пейзажам вторили в его стихах воспоминания о детстве, проведенном в
деревне, настроения бодрости и любви к жизни» (Чагин П.— С.3). Философскую доминанту поэзии
Наседкина составляет издревле свойственное человеку чувство тоски по неведомому, жажда постигнуть
тайну бытия, безмерные космические пространства сделать обиталищем пытливой человеческое мысли и
сердечной теплоты: «А над лугами, над селом / Церковным сводом голубое... / О, если бы туда веслом, /
Как с берега, в жилье родное!» («Осень», 1926). Это также и родственная славянскому мироощущению
тяга к растворению в природе, к слиянию с ней: «О, если бы полдневной синевой / Мне захлебнуться
жадными очами, / И расплескаться в дымной синеве, / И разрыдаться ветром в час осенний...» («Не унесу я
радости земной...», 1924). Для лирики Наседкина характерны также легкая грусть, сердечная теплота и
простота формы выражения: «Стихи были несколько грустные, но в то же время какие-то безыскусные,
чистые сочные...» (Иванов М.— С.5).
Немалое место в поэзии Наседкин занимает тема крестьянского труда. «Уже тогда я угадывал в его
стихах то, что теперь я назвал бы активным отношением к природе, увиденной глазами человека труда»
(Рыленков Н. — С.199-200): «Я смотрю — и уж будто не снится. / А как раньше: на плечи ремень, /
Насыпаю севалку пшеницей / И шагаю вдоль пашни весь день» («Пахнет ветер, как свежие срубы...»,
1927). Что же касается исторической судьбы русской деревни, то поэзия Наседкина в отличие от поэзии
С.Есенина и С.Клычкова (во многом созвучная ей по интонации) лишена элемента драматизма и трагизма.
Мотив прощания со старой патриархальной деревней звучит у него без сожаления о ней. Не вызывает в
нем чувства боли и протеста и вид разрушенного храма: «И, может, через год крестов не будет. / Они
падут отброшенные ветром, / В траву, к ограде, как железный лом. / И лишь тогда под шутки молодежи, /
Возможно, пригодятся кузнецу, / Чтоб наварить землей сточенный лемех» («Кресты», 1927). Он с
удовлетворением отмечает, как его родной и тихий деревенский край пополняется приметами
исторической новизны, например, в облике крестьянина: «И на дрогах за насыпью вижу / Зипунишко и
шлем со звездой. / <...> Это он в двадцать первом / Был в атаках всегда со мной / За туманною
Березиной...» («Из вагона», 1925).
В 1922-23 Наседкин создает посвященный ориентальной теме цикл стихов «Согдиана», в основу которого
легли впечатления, почерпнутые им во время пребывания в Туркестане. «Восхищение природой Востока,
городами, архитектурой проходит через весь цикл этих стихов» (Есенина Е.— С.215). Остро звучит также
здесь и социальная тема о преображении страны, которой из века в век правил «пузатый бай».
В середине 1930-х Наседкин работает в журнале «Колхозник», заводит дружбу с П.Васильевым, который
посвящает ему стих. «Другу поэту» (1934) с характерным «Васильевским» обращением к своему адресату:
«Как живет жена Екатерина, / Князя песни русския сестра?» Сопоставляя обоих поэтов, их современник
пишет: «Густая, нарочито пестрая живопись масляными красками у Павла Васильева привлекала
Наседкина, вероятно, по контрасту. Сам он писал акварелью» (Рыленков Н.- С.203).
В 1937 Наседкин арестовывают по обвинению в принадлежности к группе литераторов, подготовлявшей
«террористический акт против товарища Сталина» (к ней причислялись также П.Васильев, И.Приблудный,
С.Клычков, Г.Есенин (сын поэта) и др.). С применением пыток от него было получено признание «вины»,
отдельные пункты которого не соответствовали действительности, если принимать за «вину» образ
мыслей честного человека в условиях жестокого тоталитарного режима: «Постепенно здоровые советские
настроения гасли, и я становился чуждым человеком своей родины и прямо скажу —
контрреволюционером. Если я спрошу себя — а чем же я был недоволен? — то отвечу на это так.
Первое. Политикой партии и правительства в отношении деревни, где мне казалось, все крестьянство
бесправно и экономически угнетаемо.
Второе. Политикой партии и правительства в вопросе социальном, когда мне казалось, что русский народ
живет и развивается в условиях худших, более стесненных, чем другие братские национальности Союза.
Третье. Состоянием общего литературного, главным образом, поэтического фронта, в первых рядах
которого, как я думаю, стоят халтурщики, приспособленцы и скрытые контрреволюционеры. В частности,
я принимал хорошие советские книги за исключение. В таком литературном состоянии я обвинял не только
Союз советских писателей, но и отдел печати ЦК ВКП(б)» (Куняев Ст., Куняев С-С.383).
Несмотря на то что на судебном заседании Наседкин отказался от своих показаний как данных под
пытками, он был приговорен к расстрелу.
В 1956 реабилитирован.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх